Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов
Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов
История Петербурга

Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов

Фото: нейросеть.

Опубликовано: 24 декабря 2025 года

Новый год — праздник, который в различные периоды имел свои особенности. Но даже в самые трудные годы жители нашего города находили в себе силы принести в дом ёлку, вручить близким подарки и спеть весёлую песню. «Культура Петербурга» подготовила материал о том, как менялись традиции встречи зимнего праздника.

Новый год стал частью городской жизни Санкт-Петербурга с начала XVIII века. Именно указ Петра I от 19 (20) декабря 1699 года установил празднование этого события 1 января и ввёл обычай украшать дома еловыми и сосновыми ветвями. В XIX веке праздник постепенно трансформировался, превратившись из придворно-элитарного мероприятия в массовое городское гуляние с подарками, уличными гуляниями и коммерческой торговлей.

Архивные документы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга позволяют проследить, как менялись традиции встречи Нового года в XX веке, узнать особенности этого дня в разные периоды. 


Новый год в гостиной и на витрине

Уже к началу XX века Новый год стал частью городской коммерческой и культурной жизни Санкт-Петебурга. В это время жители города чётко разделяли празднование Рождества и Нового года: первый проводили в семейном кругу, а второй — особенно представители высших и средних слоёв — предпочитали встречать вне дома. На площадях и бульварах устраивались ярмарки с фейерверками, маскарадами и уличными представлениями. Дворцовые «маскарады с мужиками» постепенно превратились в народные базары, где выступали фокусники, разыгрывались лотереи, а дома украшали хвоей и ёлками. Традиция новогодней ёлки, пришедшая из Германии через дворянство и немецких торговцев, к 1900-м годам прочно утвердилась во всех слоях общества — от императорского двора до квартир мещан. В богатых домах устанавливали трёхметровые ёлки, купленные у крестьян за 75–80 копеек. Деревца украшали свечами, яблоками, конфетами в золотой фольге, стеклянными бусами и даже драгоценностями; на верхушку водружали звезду или ангела, а подарки, следуя царскому обычаю, клали под персональные настольные ёлки. С 1852 года начали устраивать и общественные новогодние мероприятия, сначала —  Екатерингофском вокзале Петербурга, затем — в театрах, клубах и на тех же ярмарках.


23 декабря 1903 года в газете «Русь» появилось объявление о выставке подарков «На елку». Мероприятие было подготовлено Санкт-Петербургской мастерской учебных пособий и игр, основанной в 1873 году. Организация принимала заказы до 17 декабря и сообщала о выпуске нового справочного каталога.
о выставке подарков «На елку» в Санкт-Петербургской мастерской учебных пособий и игр.
В 1906 году журнал «Нива» опубликовал рекламу продажи коллекций ёлочных украшений, рассчитанных на людей с разными доходами. Цены варьировались от 5 до 50 рублей. Предлагался и бюджетный вариант: 205 предметов за 2 рубля 95 копеек. На иллюстрации Дед Мороз нес ёлку, а в тексте подчеркивалось, что «никакая другая фирма не может предложить таких богатых и изящных вещей так дешево».
Реклама коллекций елочных украшений журнала «Нива» с учетом финансовых возможностей жителей Санкт-Петербурга. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 118. Оп. 1. Д. 941. Л. 126.)
Однако в 1915 году, на фоне Первой мировой войны и вражды с Германией, Николай II запретил проведение новогодних ёлок.


Советская перезагрузка праздника: как на верхушке ёлки появилась красная звезда

В период с 1920 по 1930 годы празднование Нового года в Ленинграде-Петрограде приобрело новые, советские черты. Празднование Нового года действительно утратило прежний размах, но не исчезло полностью. Хотя официальная идеология критиковала рождественские традиции как пережиток буржуазного прошлого, массовые «красные ёлки» всё же устраивались — сначала как адаптированная версия старого праздника, где религиозная символика заменялась советской. Они сопровождались политическими речами, направленными против религии, звучали доклады о классовой борьбе, а завершались мероприятия концертами и танцами. В тот период праздники воспринимались как пережитки буржуазного прошлого, поэтому отмечались в усечённой форме. В газетах того времени упоминались новогодние ёлки, в том числе организованные для детей (даже Ленин устраивал их в Горках), но с акцентом на светский характер. До середины 1920-х годов открытой борьбы с ёлками не велось, однако затем они стали восприниматься как «поповщина» и «немецкое влияние», и к концу десятилетия публичные ёлки были запрещены.

Афиша рождественских гуляний в Манеже бывшего Николаевского кавалерийского училища (Лермонтовский пр., угол Обводного канала) с 30 декабря 1923 г. по 7 января 1924 г. Правообладатель: ЦГАЛИ СПБ (Ф. 118. Оп. 1. Д. 941. Л. 82).

В 1923 году в здании Манежа, которое располагалось на Лермонтовском проспекте у Обводного канала и ранее служило домом для Николаевского кавалерийского училища, прошли праздничные мероприятия. Они продолжались с 30 декабря 1923 года по 7 января 1924 года.

В середине 1930-х годов празднование Нового года было официально отменено, однако уже к концу десятилетия традиция возродилась после публикации статьи Павла Постышева в газете «Правда». Это привело к проведению первых массовых новогодних ёлок в Ленинграде. 

13 декабря 1936 года президиум Ленинградского областного совета профсоюзов подготовил проект постановления об устройстве новогодних ёлок и обслуживании детей в зимние каникулы.
Проект постановления президиума Ленинградского областного совета профсоюзов (ЛОСПС) об устройстве новогодних елок и об обслуживании детей в зимние каникулы. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 283. Оп. 2. Д. 3560. Л. 213—214.)


Радио, поэзия и детские ёлки в блокадном Ленинграде

Празднование Нового года продолжалось даже в условиях блокады. Но форма мероприятий, конечно, изменилась. Несмотря на суровые условия, ленинградцы постарались отпраздновать приход Нового 1942 года. 23 декабря 1941 года Ленгорисполком принял решение организовать детские мероприятия, разрешив их проведение даже в бомбоубежищах. Около тысячи ёлок привезли из пригородных лесов, а для участников праздничных событиях, в которых приняли участие около 50 тысяч школьников, организовали горячие обеды без использования талонов из продуктовых карточек. Это удалось, благодаря поставкам продовольствия по «Дороге жизни». Основной подарок для детей составили увеличенные нормы хлеба (300 граммов - для рабочих и 200 граммов - для остальных). На одной из ёлок, проходившей в Малом оперном театре, дети получили суп с лапшой, пшённую кашу, желе и хлеб. При этом температура в зале не привышала +15 градусов.


Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов1
Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов2
Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов3

Историк города Сергей Михайлович Вяземский в своём выступлении (машинописная копия) отметил, что новогодняя ель в Ленинграде 1942 года  дала горожанам «большой заряд сил и оптимизма». Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 118. Оп. 1. Д. 941. Л. 120—122). 



Параллельно с этим возобновили работу предприятия бытового обслуживания: бани, парикмахерские, почтовые отделения. В новогоднюю ночь в пяти театрах были проведены спектакли, а в восьми кинотеатрах состоялись кинопоказы. 30 декабря 18 концертных бригад отправились на фронт с праздничными выступлениями. Даже в этих трудных условиях люди находили в себе силы шутить: художники Ленинградского Союза художников устроили импровизированный «праздничный стол», расписав тарелки изображениями деликатесов, таких как икра, колбаса и салаты. Однако на самом деле на этих тарелках были только суррогатный хлеб, котлеты из конины и небольшое количество пива.

 В 1974 году в газете «Ленинградский рабочий» вышла статья журналистки Анны Осиповой «Елка в сорок втором», посвящённая празднованию Нового года в блокадном Ленинграде в январе 1942 года. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. Р-652. Оп. 1. Д. 667. Л. 97).
К Новому 1943 году ситуация в городе начала улучшаться. По распоряжению Ленгорсовета праздничные ёлки прошли во всех школах, детских садах и детских домах. Особое внимание было уделено общегородскому мероприятию во Дворце пионеров на Невском проспекте (в Аничковом дворце). Работа Дворца была прервана в 1941 году из-за размещения в здании госпиталя. В 1943-м праздник посетили 1500 лучших учащихся Ленинграда. Эти инициативы стали важной частью моральной поддержки горожан в течение 872 дней блокады.

1 января 1942 года в передаче «Последние известия» Ленинградского радио прозвучала информация о празднике для детей в Доме Красной Армии имени Сергея Мироновича Кирова. Подлинник. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб. (Ф. 293. Оп. 2. Д. 365. Л. 40).

В тот же день по радио была передана новогодняя речь Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина. Он стал первым высокопоставленным лидером, использовавшим радио для поздравления с праздником. Речи транслировались по Всесоюзному радио для поднятия духа во время войны. Сталин не выступал с новогодними обращениями, так что речи Калинина заполняли эту нишу.

Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов1
Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов2
Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов3
Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов4
Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов5
Как встречали Новый год в Ленинграде в разные годы: редкие факты из архивов6

Новогодняя речь Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина, переданная по Ленинградскому радио. Подлинник. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 293. Оп. 2. Д. 365. Л. 41–46).


Год спустя, 1 января 1943 года, в эфире прозвучало стихотворение ленинградского поэта Георгия Константиновича Суворова «Новогодняя песня». Стихотворение, написанное в условиях блокады, было опубликовано в дивизионной газете «За Родину» 1 января 1943 года. Оно также прозвучало по радио в блокадном Ленинграде в составе новогодних передач, направленных на поддержание морального духа горожан. Это произведение стало важным символом культурного сопротивления. К сожалению, Георгий Суворов погиб в 1944 году, но его блокадное творчество, включая это стихотворение, сохранилось в архивных документах. 
Стихотворение Георгия Суворова «Новогодняя песня». Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 293. Оп. 2. Д. 995. Л. 5—7).
Текст песни (нажать)
НОВОГОДНЯЯ ПЕСНЯ.

С новым годом, с новым годом
Всех, кто с нами шел вперед,
С новым боевым походом
В новый небывалый год.

С новым годом, сорок третьим,
Грозно ставшим у ворот.
Отмечали и отметим
Новый год

Новой песней, новой славой,
Новой радостью побед.
Нету силы, нету лавы,
Чтоб смела с земли нас —
Нет!

Бурю пламени, металла
Наш народ остановил.
Буря в поле разметала
Немцам тысячи могил.
Новый год, год сорок третий,
Несгибаемый народ
В наступлении отметит
Новый год

Новой песней, новой славой,
Новой радостью побед.
Нету силы, нету лавы,
Чтоб смела с земли нас —
Нет!

Кто в атаке непрерывной,
Очищая города,
Будет ждать минуты дивной,
Дорогой во все года...
Или даже не заметит,
Как победный час пробьет
И товарищи отметят
В новый год

Новых песен, новой славы,
Нет милой твоих побед.
Нету силы, нету лавы,
Чтоб смела с земли нас —
Нет.

Кто с друзьями дорогими
В закопченном блиндаже
Вспомнит дорогое имя,
Волю даст своей душе.
В час предгрозья, в час полночи
Он уйдет в просторы звезд:
—Пью за битвы, пью за очи
Этот гост!

Пью за песни, пью за славу
Кровью купленных побед!
Нету силы, нету лавы,
Чтоб смела с земли нас —
Нет!

С новым годом, с новым годом
Всех, кто с нами, кто за нас,
С героическим походом
В новый год и новый час.
С новым годом сорок третьим,
Грозно вставшим у ворот.


Ёлка, мандарины, танцы: советский Новый год в повседневной жизни после войны

После войны Новый год в Ленинграде стал регулярным официальным праздником с массовыми мероприятиями, однако возрождение происходило постепенно. Уже 23 декабря 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января было объявлено нерабочим днём — сначала для военнослужащих и отдельных категорий граждан, а с 1947 года — для всех трудящихся. Тем не менее, несмотря на символическое возвращение праздника, реальная жизнь оставалась трудной: дефицит товаров, разруха и послевоенные ограничения сохранялись ещё многие годы. С 1945-го Новый год восстановили как ежегодный праздник с ёлками на площадях, салютами и гуляниями, что воспринималось как знак нормализации жизни после блокады. К 1950-м годам в праздничную культуру вошли телевизионные «Карнавальные ночи», массовый импорт мандаринов и городские балы. В 1954 году на площади Островского установили главную ёлку. Однако довоенный размах — с его частной торговлей, ресторанной культурой и буржуазной атрибутикой — так и не вернулся. 

В 1945 году художница Нина Николаевна Петрова создала новогоднюю открытку с изображением Деда Мороза в зимнем лесу. Это произведение стало одним из первых послевоенных изданий, которое символизировало возрождение праздничной культуры после тяжёлых лет блокады. Открытка была выпущена издательством «Искусство» по заказу Ленинградского Союза советских художников (ЛССХ) тиражом 25 000 экземпляров. С 1932 года ЛССХ координировал творческую деятельность художников, включая производство графики и открыток. Новогодняя открытка распространялась по городу как знак возвращения к нормальной праздничной жизни. Так жители Ленинграда смогли вернуться от блокадного минимализма к возрождённому, хотя и скромному, новогоднему ритуалу.
Нина Петрова. Новогодняя почтовая открытка с изображением Деда Мороза в зимнем лесу. Изд-во «Искусство». Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 280. Оп. 1. Д. 28. Л. 10).

В 1946 году композитор Александр Семёнович Розанов и поэтесса Нина Константиновна Самойлова написали «Елочную песенку». Сохранился авторский автограф нот. 
Автограф нот. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб. (Ф. Р-345. Оп. 1. Д. 535. Л. 1).
Ещё до войны, 1930–1940-е годы, Дворец культуры имени С.М. Кирова, связанный с заводом «Красный выборжец» (ныне «Невская мануфактура»), стал одной из ключевых площадок для массовых новогодних праздников в Ленинграде. Здесь проводили крупные зимние мероприятия, в которых участвовали до трёх тысяч человек. После Победы эта практика возобновилась с новой силой — уже в 1945–1946 годах ДК Кирова вновь стал центром праздничной жизни, организуя ёлки, утренники, танцы и киносеансы для рабочих, стахановцев и школьников. Особенно активный период пришёлся на 1946–1949 годы, когда Дворец культуры играл важную роль в восстановлении новогодних традиций, постепенно возвращая горожанам ощущение праздника после тяжелейших лет войны и блокады.

Правообладатель: ЦГАЛИ СПб. (Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 913. Л. 50). 


1950–1970-е: городская инфраструктура и официальные приглашения на праздники 

Новогодние праздники в Ленинграде в 1950–1970-е годы стали значительно ярче и массовее по сравнению с послевоенным десятилетием, когда скромность диктовалась нехваткой ресурсов и тяжёлыми последствиями блокады. С наступлением «оттепели» и последующего периода стабильности в повседневную жизнь вернулись изобилие и ритуалы. На новогоднем столе появились оливье, «селёдка под шубой», тушёнка и импортные мандарины. Город украшали гирляндами и елями — до начала 1960-х преимущественно натуральными, — а на центральных площадях, таких как Островского и Дворцовая, заработали ярмарки, катки и горки. Базары в Гостином дворе и Пассаже торговали стеклянными игрушками, а по Невскому проспекту гуляли настоящие Деды Морозы, встречаясь с жителями и гостями города. Тысячи людей собирались на общегородских ёлках в дворцах культуры и парках, а зимние прогулки — в том числе на лыжах по замёрзшей Неве — стали частью новогоднего ритуала. Всё это подчёркивало ощущение стабильности, доступности праздника и его укоренённость в повседневной жизни советского Ленинграда.
Решение Исполкома Ленгорсовета от 29.10.1973 г. № 924/39 о проведении общегородских новогодних праздников для школьников Ленинграда. Машинописная копия. Првообладатель: ЦГАЛИ СПб, Ф. 118. Оп. 1. Д. 941. Л. 104.
Решение Исполкома Ленгорсовета от 29.10.1973 г. № 924/39 о проведении общегородских новогодних праздников для школьников Ленинграда. Машинописная копия. Првообладатель: ЦГАЛИ СПб, Ф. 118. Оп. 1. Д. 941. Л. 104.

Пригласительный билет Исполкома Ленгорсовета на Новогоднюю елку 1 января 1956 г. по адресу: Исаакиевская пл., д. 6, с поздравлением и талоном на подарок. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 118. Оп. 1. Д. 941. Л. 109).
Пригласительный билет на новогодний вечер в кафе «Север» по адресу: Невский пр., д. 46., с указанием программы. 13 декабря 1973 г. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 118. Оп. 1. Д. 2009. Л. 5)
21 декабря 1975 года в газете «Ленинградская правда» появилась заметка «Предпраздничная торговля» с фотографией торгового зала «Центрального» гастронома в канун праздника. Снимок выполнил фотокорреспондент Виктор Логинов. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. Р-655. Оп. 1. Д. 815. Л. 28).


Новогодние сказки родом из Ленинграда

Новогодние вечера в СССР всё чаще проходили перед телевизорами: сначала за просмотром «Карнавальной ночи» (1956), а позже — культовой «Иронии судьбы» (1975). Киноленты давно стали частью праздничной традиции. К этому ряду принадлежит и ещё одна новогодняя классика советского кино. Помимо «Мосфильма», новогодние картины снимала и киностудия «Ленфильм». Среди её работ: «Снежная королева», «Двенадцать месяцев» и «Новогодние приключения Маши и Вити».

Музыкальный фильм-сказка «Новогодние приключения Маши» был выпущен по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию в 1975 году. Действие начинается в советской школе, где мечтательная Маша и практичный Витя вместе с одноклассниками украшают зал к празднику, а появившийся Дед Мороз рассказывает о похищении Снегурочки Кощеем Бессмертным, решившим устроить праздник для нечисти. Режиссёры Геннадий Казанский и Игорь Усов, сценарист Павел Финн и оператор Семён Иванов создали ленту, сочетающую реализм школьной жизни с фантастическим миром сказки, где наука и вера дополняют друг друга. В главных ролях: Наталья Симонова (Маша), Юрий Нахратов  (Витя), а также дебютные роли Михаила Боярского (Кот Матвей), Валентины Кособуцкой (Баба-Яга) и Игоря Ефимова (Дед Мороз). Саундтрек, включавший песни «Новый год без меня не наступит» и «Дикие гитары», стал неотъемлемой частью фильма, усиливающей его новогоднее настроение. Благодаря юмору, ярким образам, сказочному визуалу — от зимнего леса до Кощеева подземелья — и талантливым актёрским работам, картина быстро завоевала любовь зрителей и ежегодно показывалась по телевидению в 1970–1990-е годы, превратившись в символ советского Нового года. 

В ЦГАЛИ хранится письмо Гостелерадио от 7 октября 1975 года, в котором студии «Ленфильм» было дано официальное разрешение перевести фильм из категории «телевизионного» в разряд «музыкальных художественных фильмов». В советской системе это означало признание полнометражного формата, возможность широкого кинотеатрального проката, участия в фестивалях и получения премий — что стало важным шагом в закреплении фильма как культурного феномена. Сегодня «Новогодние приключения Маши» доступны на стриминговых платформах и продолжают жить как ностальгический хит, любимый несколькими поколениями.
Письмо Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию на киностудию «Ленфильм» о разрешении перевода художественного телевизионного фильма «Новогодние приключения Маши» в разряд музыкальных художественных фильмов. Подлинник. Правообладатель: ЦГАЛИ СПб (Ф. 257. Оп. 24. Д. 694. Л. 75).

В ЦГАЛИ также хранится сценарный план фильма-концерта «С Новым годом!», подготовленный в 1971 году сценаристом Иосифом Захаровичем Шапиро, создателем таких фильмов, как «Песнь о дружбе» и «Три толстяка» (совместно с другими).


В 1971 году сценарист Иосиф Захарович Шапиро подготовил сценарный план фильма-концерта «С Новым годом!» (ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-596. Оп. 1. Д. 215. Л. 44).
В 1971 году сценарист Иосиф Захарович Шапиро подготовил сценарный план фильма-концерта «С Новым годом!» (ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-596. Оп. 1. Д. 215. Л. 44).

Благодарим главного архивиста отдела использования документов Елену Сергеевну Ребриеву за подбор и составление документов для статьи.


Статья подготовлена в рамках проекта «Фотовзгляд в прошлое» — совместная рубрика портала «Культура Петербурга» и Архивного комитета Санкт-Петербурга.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Новый год
25.12

Рождественские традиции в Российской империи

7 января православные христиане отмечают один из главных праздников в году – Рождество Христово. Президентская библиотека рассказывает.

Новый год
15.12

Новый год вчера и сегодня: эволюция праздничных традиций

Рассказываем, когда в нашей стране начали отмечать Новый год, какую роль в возникновении праздничных традиций сыграл Петербург, как менялись новогодние ритуалы в разные периоды истории и как отмечают Новый год сегодня.

18.08

День государственного флага: эволюция триколора и мероприятия в Санкт-Петербурге

Всеволод Мейерхольд
Театр
20.08

Александринский театр готовится открыть 270-й сезон

Рассказываем историю знаменитой Александринки.

Блокада Ленинграда
06.08

«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу

9 августа 1942 года в Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

Смотреть все