Заставка: Фонтанка 46. Фото: Николай Никитин
История Петербурга

19 июля 2020 года

Маяковка: до и после Владимира Маяковского

19 июля Петербург празднует день рождения поэта Владимира Маяковского. Но «первый пролетарский писатель» – не только значимая фигура и русского Серебряного века, и советского литературного авангарда. Это еще и человек, именем которого названа центральная городская публичная библиотека города. Начальник отдела петербурговедения ЦГПБ имени В. В. Маяковского Алексей Шишкин делится историей библиотеки до присвоения ей знаменитого имени и рассказывает об обстоятельствах, которые этому сопутствовали.

Книжный магазин на Невском

История Маяковки началась ровно за 30 лет до рождения самого Маяковского. В 1863 году юрист Александр Александрович Черкесов решил помочь товарищу – арестованному активисту «Земли и воли» Николаю Серно-Соловьевичу. Тот до самого ареста содержал семью на деньги от продажи книг в лавке на Невском проспекте, д. 24. Кроме покупки новых изданий в его магазине можно было узнать новости, не пропущенные цензурой в печать, почитать прямо запрещенные издания «Колокол» и «Полярная звезда». Как только Серно-Соловьевич оказался за решеткой (он умер в сибирской ссылке в 1866 году), магазин пришлось закрыть. Помощь Черкесова оказалась весьма кстати: за 10 000 рублей он фактически выкупил книжный магазин.

Первое время Александр Александрович не слишком активно участвовал в книжной торговле. Вести дела продолжали братья Серно-Соловьевича, а после – Рихтер, лицейский товарищ Черкесова. Только спустя некоторое время, лишившись вдруг доходов от своего вологодского имения Стан, Черкесов обратился к своему петербургскому бизнесу. Несмотря на отсутствие опыта, он надеялся вывести магазин в прибыль и вернуть вложенные средства.

Открытие библиотеки

В 1867 году Черкесов получил от МВД официальное разрешение на открытие не только книготоргового заведения, но и библиотеки по новому адресу – на Невском проспекте, д. 54. Тут же в четырехкомнатной квартире проживал с семьей и сам Александр Александрович.

Открытие учреждения состоялось 7 января 1868 года. Принцип работы тогдашней читальни показался бы нам сегодня необычным. Во-первых, за допуск к фондам нужно было платить. Причем читатели делились на пять разрядов с разной ценой абонемента: самый дорогой вариант позволял брать на дом любые новинки, самый дешевый – только старые и мало востребованные издания. Кроме того, чтобы почитать книгу дома, нужно было оставить в библиотеке ее залоговую стоимость. Она возмещалась читателю после возвращении издания, с вычетом сбора за амортизацию.

Объявление от 7 февраля 1868 г.


Многие профессиональные книготорговцы скептически отнеслись к начинанию юриста, полагая, что ему не хватит опыта и предпринимательского таланта для долгосрочного ведения дел. Чтобы компенсировать эти недостатки, Черкесов привлек к управлению магазином и библиотекой Василия Яковлевича Евдокимова, отставного инженер-поручика, человека большой деловой хватки и безупречной репутации. Читатели высоко оценили работу библиотеки на Невском: «Черкесов потому запомнился, что я его библиотеку очень любила: что ни спросишь, всё есть – и старое, и новое», – писала в одном из писем кузина Чернышевского Евгения Пыпина. Посетители отмечали интеллигентность персонала, высокое качество фонда, свободу библиотеки от цензурных рамок. В 1869 году у книжного собрания появился второй филиал – на 5-й линии Васильевского острова, д. 6 открылась библиотека, созданная на базе московского собрания книготорговца Позерна, которое приобрел и со временем перевез в Петербург Черкесов. Этот филиал – «Невская библиотека» – оставался во владении Черкесова до 1873 года.

Смена владельца и новые шаги в развитии

В 1870-х годах Александр Александрович Черкесов все больше времени стал уделять юриспруденции. Он участвовал, в том числе, в политических процессах, в частности — в «Процессе 193» по делу народников-агитаторов. Это заставило основателя библиотеки постепенно оставить книжный бизнес. Книжный магазин и библиотека сменили нескольких владельцев и управляющих, сохранив, однако, в названии учреждения фамилию его основателя.

Знак библиотеки Поповой

В 1895 году библиотеку приобрела профессиональная издательница Ольга Николаевна Попова. Как и Черкесов, она принадлежала к просвещенной демократической публике. Стараниями Поповой была, например, создана сеть частных школ для крестьянских детей. Попова реформировала фонды библиотеки. Она снизила долю закупок беллетристики и сделала ставку на учебники, справочники, документальную прозу, все то, что сегодня называется «нон-фикшн». Совместно с ведущими учеными своего времени Попова сама напечатала порядка 700 книг, рассказывающих о достижениях научного и технического прогресса.

При Поповой библиотека вернула славу едва ли не лучшей в городе. Одновременно, на волне реакции, последовавшей за революцией 1905 года, к ней оказалось приковано пристальное внимание цензурного ведомства и политической полиции. В итоге после смерти Ольги Николаевны ее муж, тоже издатель, решил продать библиотеку. Покупателями стала семья Ломковских.

Центральная городская библиотека

Дворянка Мария Николаевна Ломковская администрировала работу библиотеки Поповой еще с 1903 года, а ее муж, Николай Матвеевич Ломковский, был совладельцем канцелярского магазина на Думской улице и потомственным почетным гражданином. При них библиотека переехала с Невского проспекта в новые помещения на Гороховой улице. Кроме того, именно Ломковским принадлежит заслуга превращения частного книжного собрания, пусть и крупного, и уважаемого, в центральную городскую библиотеку.

Мария и Николай Ломковские

В 1914 году Николай Ломковский писал городскому голове Санкт-Петербурга: «Имея сведения, что Городское Общественное Управление приступило к организации Городской общественной библиотеки, желаю предложить городу купить для ее основания мою библиотеку, в чем прошу содействия Вашего Сиятельства. Библиотека эта под фирмою Черкесова существует около 50 лет и в ней собраны книги и журналы, начиная с 30-х годов прошлого столетия. От самого ее учреждения и до последнего времени она увеличивалась и пополнялась книгами по всем отраслям знания и достигла 60 тысяч томов». Увы, до реализации идеи тогда дело не дошло. Начало Первой Мировой заставило руководство города перераспределить финансы и отложить создание городского книжного собрания.

Вернулись к ней уже при новой власти. В январе 1918 года постановлением заместителя наркома просвещения Захара Гринберга библиотека Ломковских национализируется. При этом сами бывшие владельцы сохраняют в ней позиции управляющих. Учреждение стало именоваться Центральной коммунальной библиотекой города Петрограда. Бывшие владельцы при этом остались работать в администрации книжного собрания.

Новый статус потребовал для библиотеки и новых помещений. Найти их зимой 1923-1924 года в городском отделе народного образования библиотекарям предложили самостоятельно. «После долгих хождений по городу и после различных посещений, предлагавшихся неудачных помещений, как, например, бывшая Городская дума или дом бывшего Кредитного Общества с темным операционным залом, дом она (библиотека) все-таки нашла... на площади Лассаля, рядом с Государственным Малым оперным театром. Прекрасный трехэтажный дом с тремя флигелями во дворе. Он был занят в начале Революции 2-м Городским Советом рабочих депутатов. Затем, после выезда Совета, в нем разместились Эвакопункт и Угрозыск. Теперь выехали и они. Дом был почти пустой – небольшая занятая кем-то квартира в первом этаже, да Конбаза Государственного издательства в заднем дворовом флигеле – вот и всё население дома, бывшего особняка придворного ведомства», – так рассказывал об этом поиске Николай Ломковский в своих автобиографических записках.

Здание на площади Лассаля (Искусств), д. 3


Сейчас здание на площади Искусств, д. 3 известно горожанам прежде всего как адрес Музея-квартиры художника Исаака Бродского. Но до 1940 года именно здесь размещалась Центральная городская библиотека. Ломковский занимал в ней позицию заместителя начальника вплоть до конца эпохи НЭПа, но даже после отставки с руководящего поста бывший владелец продолжал трудиться в других книжных собраниях города. Он же составил воспоминания о зарождении библиотеки.

В 1940 году с площади Лассаля книги перевозят в перестроенное здание бывшего подворья Троице-Сергиевой лавры на набережной Фонтанки, д. 44. Еще полвека спустя она получила в пользование и соседнее здание под номером 46 – бывший особняк графини Карловой, в котором в советское время располагался сперва филиал музея города, а затем инженерные конторы. Так после перестройки в самом центре города, у Аничкова моста появился целый библиотечный квартал.
Библиотека Маяковского на Фонтанка 44-46. Источник фото: pl.spb.ru


Но вернемся назад, в первую половину ХХ века. 1930-1940-е годы были для книжного собрания непростым временем. Еще до переезда на Фонтанку библиотека пережила несколько реорганизаций, переименование, чистку фондов. Во время Великой Отечественной войны учреждение вынуждено было налаживать обслуживание читателей: горожан, прифронтовых воинских частей, госпиталей в крайне сложных условиях. И тем не менее, сделать это удалось. Даже во время блокады Ленинграда выдача книг и подготовка справок не прекращалась. Специалисты готовили библиографические обзоры, оформляли книжные выставки. Кстати, самой популярной книгой блокадной поры стал роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Не прекращалось и обновление фонда. Например, в 1942 году библиотека приобрела 16000 экземпляров книг.

Библиотека имени Владимира Маяковского

Восстановление нормальной работы учреждения после войны потребовало нескольких лет и серьезных усилий. Только к 1952 году удалось полностью расконсервировать фонды, восстановить каталоги и отремонтировать здания. А еще год спустя, в 1953 году к 60-летию со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского библиотеке было присвоено его имя. Интересно, что идея присвоения библиотеке имени поэта родилась еще в начале 1940-х. Но в силу стечения обстоятельств окончательная подпись тогдашнего председателя Ленгорисполкома Петра Сергеевича Попкова на документе о переименовании поставлена все-таки не была.

10 июля 1953 г. прошел литературный вечер, посвященный 60-летию со дня рождения В. В. Маяковского и присвоению библиотеке его имени


Скорее всего, реализовать давно назревшую мысль удалось благодаря Нине Алексеевне Глаголевой, возглавлявшей библиотеку в послевоенные годы. Сама большая ценительница поэзии, она в течение всего 1953 года проводила в учреждении вечера стихов при участии Ленинградского Дома писателей имени В. В. Маяковского. Нина Алексеевна налаживала связи с другими учреждениями, носящими имя поэта. С читателями библиотеки встречалась сестра «пролетарского писателя» – художница Людмила Владимировна Маяковская. «Как ни богата ими (книгами Маяковского – прим. автора) наша библиотека, они никогда не стоят на месте», – рассказывала Глаголева в эфире ленинградского радио в 1955 году.

«Рассуждая о связи имени и деятельности, хочется найти ответ на вопрос: что значит для библиотеки имя В. В. Маяковского сегодня? Возможно, это интерес к современному языку поэзии, театра, изобразительного искусства, новаторство, открытость дискуссиям?», – задается вопросом Зинаида Абрамовна Рудая в статье «Имени В. В. Маяковского», вышедшей в третьем выпуске сборника «Очерки по истории Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского».

Маяковка сегодня

С годами учреждение, носящее теперь имя Маяковского, росло и менялось. Сегодняшняя Маяковка – это 8 крупных разносторонних площадок в разных районах города. Это методический центр, который работает со всеми 200 публичными библиотеками Петербурга. Объем русского фонда на начало 2020 года – более 1,77 млн экземпляров, фонда на иностранных языках – более 231 тысячи, электронной библиотеки – более 5000 документов. И это не считая полнотекстовых электронных баз и других ресурсов, доступных читателям библиотеки.

Фото: Николай Никитин


Кроме того, библиотека занимается оцифровкой редких изданий для общедоступной электронной библиотеки и ко дню рождения Владимира Маяковского выложила для чтения и скачивания книги с рисунками поэта и журналы, в которых он был редактором:

  • Альбом графических работ Маяковского 1932 года со вступительной статьей Осипа Брика. В альбоме представлены художественные работы Маяковского: портреты его соратников и друзей, агитплакаты «Окон РОСТа» и рекламные плакаты. Посмотреть альбом можно по ссылке в электронной библиотеке Маяковки: https://bit.ly/3ebd4fW
  • «Грозный смех» – стихи и репродукции агитационных плакатов периода работы в Окнах сатиры РОСТА (1932 год). Посмотреть альбом можно по ссылке: https://bit.ly/2ACrLLk
  • 12 выпусков журнала «Новый ЛЕФ» – журнал левого фронта искусств, издававшийся в 1927-1928 годах. Ответственный редактор – Владимир Маяковский. Посмотреть один из выпусков можно по ссылке: https://bit.ly/2ObnMIJ

Шишкин Алексей Дмитриевич – начальник отдела петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского, краевед, журналист

Заставка: Фонтанка 46. Фото: Николай Никитин

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Балет
Виртуальная выставка
27.03

Президентская библиотека приглашает в виртуальное путешествие в мир русского балета

Эрмитаж
17.02

Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения

07.02

Российская академия наук празднует 300-летие

Всеволод Мейерхольд
10.09

Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри

Что посмотреть в музее русской драмы в Александринском театре: залы, экспозиции, коллекции. История создания музея Александринки.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

 Рассказываем историю знаменитой Александринки

Смотреть все