Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения
История Петербурга

17 февраля 2024 года

Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения

Фото: Ирина Иванова.

17 февраля 1852 года императорские коллекции Эрмитажа открылись для доступа публики. Этот день можно считать истинной датой открытия великого музея, хотя годом его основания является 1764-й год. Эрмитаж сегодня — это один из крупнейших мировых художественных музеев. Он возник по замыслу и при самом энергичном участии императрицы Екатерины II.

Поиск шедевров

Условной датой основания коллекций петербургского Эрмитажа считается 1764 год, когда в музей поступило 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Работы поступили от немецкого купца Гоцковского в счет его долга российской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, но тот после разорительной Семилетней войны не смог ее выкупить.

Послам, а также доверенным лицам Екатерины II давались поручения приобретать все лучшее из произведений искусства, что только появлялось на аукционах в Западной Европе. В этом был и определенный политический расчет: видите, Пруссия не может в большом количестве покупать художественные произведения, а Россия и после тяжелой войны может себе это позволить.

Русский посол во Франции Дмитрий Алексеевич Голицин, среди друзей которого были Дени Дидро, Жан Лерон Д'Аламбер и другие видные представители французской культуры, приобрел для Эрмитажа «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Эту картину и теперь считают величайшим шедевром живописи.

Рембрандт «Возвращение блудного сына», 1666—1669 гг. Из коллекции Государственного Эрмитажа.

В 1770 году Голицин, ставший к тому времени послом в Гааге, покупает для императрицы на аукционе в Амстердаме полотна из коллекции Геррита Браамкампа, называемой «Храмом вкуса». Картины были погружены на корабль, который на Балтике попал в сильнейший шторм. Судно затонуло вместе со всеми художественными сокровищами. Екатерина II писала по этому поводу Вольтеру: «Потеряно было всего 60000 червонцев. Надобно обойтись без них; в нынешнем году я имела несколько неудач в подобных случаях. Что делать? Остается только утешиться».

В наше время этот корабль был найден на дне. Он или его обломки находятся в финских территориальных водах. Финляндия и Россия пока не могут договориться, кому и в какой степени принадлежит груз затонувшего корабля. Потому и никаких работ по его подъему до сих пор не ведется.

При содействии Дидро императрице удалось приобрести ряд выдающихся живописных произведений. Самым знаменитыми среди них была часть коллекции Кроза (1772 год), где были такие шедевры живописи как «Святое семейство» Рафаэля, «Вакх» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта.

Рафаэль (Рафаэлло Санти) «Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)», 1506-1507 гг. Из коллекции Государственного Эрмитажа.

Одним из значительных приобретений императрицы стала коллекция лорда Уолпала (1779 год), купленная в Англии. В это собрание вошли знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров. В Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии ушла в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Еще одним крупным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Кстати, это единственная в России скульптурная работа этого великого мастера.

Микеланджело Буонарроти «Скорчившийся мальчик», 1530—1534 гг. Из коллекции Государственного Эрмитажа.

Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы современным художникам Запада: Джошуа Рейнолдсу, Франсуа Буше, Этьену Морису Фальконе и многим другим. Наряду с полотнами в Эрмитаж поступали коллекции гравюр и рисунков, античные древности, монеты, медали, книги. В результате императрица очень скоро стала обладательницей одного из лучших художественных собраний Европы.

В 1773—1783 годах граф Эрнст Миних составляет рукописный каталог, в основном произведений живописи. В 1774 году на французском языке выпускается первый печатный каталог, который вручается посетителям во время посещения Эрмитажа.

Строятся эрмитажные здания

Слово «эрмитаж» происходит из французского ermitage — «место уединения, затворничества». В ХVII — XVIII веках так назывались небольшие павильоны или даже дворцовые постройки в огромных парках знати. Типичным Эрмитажем является здание, построенное при Елизавете Петровне в Екатеринском парке Царского Села. Там даже стол с угощениями поднимался из первого этажа на второй специальной машиной, чтобы гости и хозяева могли обходиться без слуг. Такой Эрмитаж в Зимнем дворце первоначально предполагала устроить и Екатерина II, чтобы иногда отдохнуть в узком кругу, среди произведений искусства. Но число произведений искусства быстро росло, в покоях Зимнего они уже не помещались.

В 1764—1775 годах архитектором Жан-Батист Валлен-Деламотом строится так называемый Малый Эрмитаж. Северный павильон (с фасадом на Дворцовую набережную) решен в духе раннего классицизма. Южный павильон (архитектор Юрий Матвеевич Фельтен) с фасадом на Миллионную улицу носит черты и барокко, и раннего классицизма.

В 1787 году для все растущего собрания художественных ценностей по проекту Юрия Фельтена было построено еще одно здание, которое впоследствии стали называть Старым Эрмитажем. Немного позже архитектор Кваренги ведет строительство Эрмитажного театра на другом берегу Зимней канавки, где когда-то стоял Зимний дворец Петра Великого. Через канавку перебросили грандиозный арочный пролет, который позволял перейти из этого здания прямо в театр. По всей видимости строительством этого комплекса зданий был, в основном, осуществлен замысел Екатерины II по созданию рядом с ее дворцом грандиозного художественного музея. Замечу, что в 1842—1851 годах, уже при Николае I, было построено еще одно здание, получившее название Нового Эрмитажа. Оно знаменито своим портиком, выходящим на Миллионную улицу. Портик этот держат десять огромных каменных атлантов.

Атланты на Миллионной улице. Фото: Ирина Иванова.

…Екатерине всю жизнь была присуща жажда знаний. «Нет дня, — пишет она, — чтобы я не бродила вокруг своих шкафов; из них нужно извлечь столько знаний, и конца этому нет!»

Она невероятно увлечена сбором гемм (ювелирных камней с вырезанными изображениями) и античных, и более современных. В письме своему постоянному корреспонденту Фридриху Мельхиору Гримму императрица сообщает: «Одному Богу известно, сколько радости приносит ежедневное общение со всем этим. Это — неисчерпаемый источник всяких познаний». Когда наступает лето, и двор перебирается в Царское Село, «аттики» и нужные царице книги едут вслед за ней в особой карете. А книг в ее личной библиотеке числилось, по последним описям, более 30000.

Встречи в Малом Эрмитаже

С Малым Эрмитажем связана еще одна идея императрицы. Еженедельно осенью, зимой и весной до Великого поста проводились так называемые эрмитажные собрания. Их инициатором была сама Екатерина. По количеству приглашенных эрмитажи подразделялись на три вида. На Большом присутствовали высшие сановники и дипломатический корпус (150—200 человек). Средний — 50-60 участников. И, наконец, Малый, самый интересный. На нем были обычно члены императорской фамилии и люди, близкие к государыне.

Французский дипломат Мари Даниель Бурре де Карберон вспоминал: «Эрмитаж — это небольшие покои е.и.в. В ее присутствии там дышится необыкновенно свободно; не чувствуешь ни малейшего стеснения, садишься, где хочешь. На особом щите красуется главное правило: "Хозяйка здешних мест не терпит принужденья"».

Ф. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II, 1780-е гг. Из коллекции Государственного Эрмитажа.

Лев Энгельгарт замечал: «… всякая церемония была изгнана, императрица, забыв свое величество, обходилась со всеми просто. Были сделаны правила против этикета…», — их составила сама Екатерина. Наказания за нарушение этих правил были весьма мягкие. Надо было выпить стакан холодной воды или прочесть несколько строк из «Телемахиды» Тредиаковского.

На одно из таких собраний был приглашен молодой Денис Фонвизин. Он прочел свою комедию «Бригадир». Фонвизин вспоминал: «… признаюсь, что я начал несколько робеть, но взор российской благотворительницы и глас ее ободрил меня <…>, похвалы ее давали мне новую смелость…» Державин прочел на эрмитаже свою оду «На взятие Измаила» — и государыня подарила ему табакерку с бриллиантами.

В Эрмитажном театре, имевшем античную полуциркульную форму без лож и ярусов, шли русские, французские или итальянские спектакли. Играли и профессиональные актеры, и любители.

Карл Брож. Зал Эрмитажного театра, 1889 г.

Здесь звучала и музыка. Графиня Варвара Николаевна Головина рассказывала об одном из эрмитажных концертов сезона 1794-1795 года: «…лучшие музыканты с Дицем во главе исполняли симфонии Гайдна и Моцарта».

Характерно, что сама Екатерина мало интересовалась серьезной музыкой. Но она понимала, что это часть европейской культуры, и пыталась внедрять эту культуру, пусть сначала только в верхи общества. И огромное количество живописных полотен на стенах Эрмитажей, и античная скульптура, и привычка собирать большие библиотеки книг и эстампов, работали, в конечном счете, в этом направлении. В свой век Просвещения Екатерина II думала о будущем.


Василий Васильевич Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Балет
Виртуальная выставка
27.03

Президентская библиотека приглашает в виртуальное путешествие в мир русского балета

07.02

Российская академия наук празднует 300-летие

Всеволод Мейерхольд
10.09

Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри

Что посмотреть в музее русской драмы в Александринском театре: залы, экспозиции, коллекции. История создания музея Александринки.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

 Рассказываем историю знаменитой Александринки

Блокада Ленинграда
07.08

«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу

9 августа 1942 года в Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

Смотреть все