Опубликовано: 25 марта 2024 года
Кстати, нужно отметить, что 125 лет тому назад в Санкт—Петербургском Императорском училище глухонемых (ул. Гороховая, д. 18) неслышащие воспитанники тоже отметили юбилей великого поэта. Учреждение пользовалось любыми поводами, дающими возможность что-либо сделать для общего развития учащихся, пробудить их интерес к книге, различным отраслям знаний. Не случайно выдающийся профессор, сурдопедагог Николай Михайлович Лаговский (1863-1933 г.г.) писал о проведении юбилея Александра Сергеевича в историческом очерке «С.-Петербургское училище глухонемых (1810-1910)». «…14 мая 1899 года в Санкт-Петербургском Императорском училище состоялось чествование Пушкина, в связи с предстоящим 100-летием со дня рождения, были показаны: …«живые картины (на особо устроенной сцене) из сказки «Золотая рыбка» и поэмы «Евгений Онегин».
Помимо этих спектаклей, раньше, в 1866 и 1867 гг. в училище глухонемых устраивали рождественские спектакли. Об одной из этих постановок есть заметка в «Санкт-Петербургских Ведомостях» от 26 января 1867 г. «В Санкт-Петербургском училище глухонемых на Рождестве, в видах соединения приятного с полезным, устроен был театр с постановкой балета «Мельники» в соединении с другим – «Маркобомба». Актерами были воспитанники. Молодые люди, не представляющие, по-видимому, особенно бойкого развития, после непродолжительного обучения и следующих за тем упражнений, самостоятельно, прекрасно воспроизвели роли. К сожалению, время не позволило сразу же приготовить для постановки на сцене всего того, что предполагалось: так, из басен Крылова была постановлена только одна «Демьянова уха»; танцы балета были непродолжительны и несложны, сколько от недостатка времени на приготовления, сколько и от размера сцены. Декорации в довольном большом числе и значительном размере исполнены в самом училище под руководством учителя рисования, известного иллюстратора Маркова. Всех представлений восемь. На них присутствовали не только воспитывающиеся обоих полов и различных возрастов (от 9 до 20 лет от роду), но и все служащие и их гости. Игра, разумеется, производилась мимически; и мимика и жесты глухонемых актеров были так вразумительны, что посторонним зрителям (слышащим-говорящим) не нужно было никаких объяснений, чтобы следить за всеми подробностями представления. Костюмы (свыше 20 различных пар) доставлены в училище из Большого театра с разрешения дирекции, выразившей при этом полную готовность быть полезной училищу».
Из отчета Санкт-Петербургского Общества Глухонемых за 1904 – 1905 годов известно, что 1 октября 1904 года, в день основания Санкт-Петербургского Общества Глухонемых, перед публикой выступал неслышащий учредитель общества Николай Леонтьевич Дейбнер (1873-1937 г.г.). «…В Петербурге уже существовало для глухонемых одно общество – Общество попечения о глухонемых, но оно носило характер благотворительный и учебно-воспитательный. Открыто оно было в 1888 году, но через 10 лет прекратило свое существование, когда было учреждено Попечительство государыни императрицы Марии Фёдоровны о глухонемых…». Целью нового объединения была нравственная и материальная поддержка глухих, в том числе, выпускников разных учреждений. Для достижения этой задачи были созданы библиотека, аудитория для лекций и бесед, организовывались выставки и базары изделий глухих и разные дозволенные законом общественные увеселения и игры.
В 1912 году Общество дало возможность глухим устраивать сезон танцевальных вечеров на праздниках Рождества Христова и Масленицы. Также был устроен благотворительный спектакль, в котором принимали участие артисты под управлением Наговицына.
В 1918 году в Петрограде открылся Театр глухонемых «Пантомима». Организатором и постановщиком его был Михаил Семёнович Тагер-Карьелли (1892 – 1937 г.г.), получивший образование в Варшавском Училище Глухонемых, по специальности художник. Михаил был талантливым не только режиссером-постановщиком, но и артистом, декоратором, гримером, в совершенстве владеющим жестовой речью. В ноябре состоялась постановка, о которой было рассказано в январском номере газеты «Жизнь искусства» - в заметке Тимофеева-Еропкина «Театр глухонемых»: «…В театре идет Чеховский юбилей и какая-то веселая комедия, сочиненная самим глухонемым. Проходит знакомая сцена Чеховской шутки. Но какое странное впечатление беспрестанная жестикуляция, чрезвычайно развитая мимика актеров и напряженный, странный смех зала…Я понял, как необходим им этот театр. Это их радость, их отдых, как творчество. Пускай пока здесь характер любительский, даже домашний – но сколько любви к этому детищу, сколько радости по поводу его первых шагов. Что ж – от души пожелаем развиться этому немому театру в правильных пределах художественной правды и красоты, чтобы стать источником света и радости для этих обиженных жизнью людей».
В 1922 году был организован театрально-художественный кружок глухонемых, который являлся не коммерческим, а культурно-просветительным. Цель объединения – дать членам Общества возможность посвятить свободное время любимым занятиям, развивать свои таланты и способности. Драмколлектив Дома Просвещения глухонемых некоторое время с успехом ставил разные спектакли. В 1937 году вышло три из них: «Отелло», «Каменный гость» и «Приключения бравого солдата Швейка». На репетиции пьесы «Как закалялась сталь» Михаил Семенович Тагер-Карьелли был арестован, а затем в течение нескольких дней забрали и ведущих артистов драмколлектива в количестве пятидесяти четырех человек. Все они были репрессированы.
Несмотря на постигшую подмостки трагедию, театры глухих России продолжают жить, творить и давать любовь всем ценителям культуры и искусства.
Фотографии предоставлены Жанной Приваловой.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться