Опубликовано: 01 сентября 2025 года
Благотворительность объединяет людей во имя добра — но и в этой области часто возникают споры. Какие вызовы стоят перед благотворительными организациями сегодня? Что мешает эффективной помощи, и как избежать подмены понятий? Портал «Культура Петербурга» обратился к представителям благотворительных организаций Северной столицы, чтобы выяснить, какие ответы на дискуссионные вопросы нашли те, кто ежедневно помогает людям, животным и сохраняет культурное наследие.
Наши спикеры:
Благотворительный фонд AdVita. Он помогает в Петербурге взрослым и детям с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями. Это одна из немногих в России организаций, которая системно поддерживает пациентов старше 18 лет. Фонд не только спасает подопечным с оплатой лечения и лекарств, но и сотрудничает с крупными медицинскими центрами, включая НИИ им. Р.М. Горбачевой. Большинство тех, кто обращается за помощью, — взрослые, что выделяет AdVita на фоне других фондов. Работа строится на уважении к личной истории каждого, без давления и публичного выставления боли напоказ. На вопросы отвечала Юлия Паскевич, руководитель PR-отдела фонда AdVita.
***
АНО «Аутсайдервиль» — петербургская некоммерческая организация, которая поддерживает людей с ментальными особенностями, пациентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Компания делает ставку на творчество как форму реабилитации и самовыражения. Через арт-терапию, выставки и издание музыки участники получают не только психологическую опору, но и шанс быть услышанными. Проекты организации помогают художникам-аутсайдерам находить аудиторию, продавать работы и чувствовать себя частью культурной среды. Такой подход стирает границы между искусством и терапией, между «особыми» людьми и обществом. На вопросы отвечала Ольга Фоминых, учредитель АНО «Аутсайдервиль», член «Европейской ассоциации аутсайдер арт» (European Outsider Art Association, EOA), Совета НКО при «Российском обществе психиатров» и Российской арт-терапевтической ассоциации.
***
«Простые вещи» — это мастерские в Петербурге, где взрослые люди с ментальными особенностями создают качественные предметы для повседневного использования. Здесь изготавливают керамику, текстиль, мебель, косметику и даже еду. Важно, что это не благотворительный проект с символическими заданиями, а настоящая работа с зарплатой, графиком и ответственностью. Совместно с ведущими и волонтерами мастера участвуют в производстве, реализуют креативные идеи, получают признание. За каждой вещью — чья-то независимость, уверенность и возможность жить в городе, а не за его пределами. На вопросы отвечала Анна Иванова, PR-специалистка в «Простые вещи».
***
Фонд «Точка опоры» с 2010 года помогает в Петербурге спортсменам с инвалидностью заниматься спортом в достойных условиях. Поддержка касается как взрослых атлетов, так и детей, участвующих в проектах по развитию паралимпийского движения. Организация стремится изменить восприятие людей с физическими ограничениями, показать таких спортсменов не как объект заботы, а как сильных, целеустремленных личностей. Помимо помощи с инвентарем и подготовкой к соревнованиям, фонд создает культурные и арт-проекты, чтобы рассказать истории спортсменов. Через спорт и искусство формируется более открытое и включенное общество. На вопросы отвечала Лиза Казарина, менеджер проектов фонда «Точка опоры».

![]() |
Благотворительный проект или мероприятие — это когда весь доход от его проведения (или какая-то часть дохода) идет в пользу подопечных того или иного фонда. Либо на самом мероприятии озвучиваются проблемы подопечных и привлекается к ним внимание. Мы на своей практике сталкивались с непониманием: иногда люди считают, что «благотворительное мероприятие» означает, что на него бесплатный вход. |
***
![]() |
Благотворительность – это помощь другим, оказываемая без прямой награды и выгоды для помогающего. Благотворительным можно назвать проект, если он направлен не на извлечение выгоды, а на социально важные цели – например, на помощь определенной категории людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Основные признаки благотворительного проекта – бескорыстность, добровольность (это свободная инициатива организации или человека, решившего тратить свои ресурсы на помощь), направленность на общественное благо, негосударственный характер. Не является благотворительностью, но может показаться ей то, что направленно на извлечение выгоды – например, широко освещенное в прессе принятие коммерческой компанией на работу людей с особенностями здоровья. Не является благотворительностью и спонсорство или инвестиции в социально-значимые проекты с целью «отбить» вложения. Также не является благотворительностью деятельность государства по помощи гражданам – так как это обязанность страны, и на поддержку расходуются бюджетные, а не личные средства. |
***
![]() |
Благотворительность предполагает добровольную, безвозмездную помощь, направленную на решение реальных социальных проблем. И решения эти должны быть эффективными, в идеале - системными. |
***
![]() |
Благотворительность для меня (как для сотрудника фонда и волонтера других социальных движений) — это такая деятельность, которая никого не оставляет один на один со своей проблемой. Если говорить в социально-экономическом смысле, благотворительность — целый сектор, где организации измеряют результаты работы объемами и качеством помощи, а также решенными социальными проблемами. Проект можно назвать благотворительным, если у него прозрачный механизм помощи, четко сформулированные проблемы, которые решаются, конкретные действия и ожидаемые результаты. Один из примеров спорной благотворительности — гринвошинг. Скажем, поддерживая «зеленые» инициативы, корпорация не вкладывается в создание условий для доступной среды для сотрудников с особенностями, хотя официально поддерживает инклюзивные проекты. |
Сходства и различия в подходах.
Участники сходятся в том, что благотворительность — это безвозмездная помощь, направленная на решение социальных задач. Все отмечают важность добровольности и отсутствия личной выгоды.
|
- Когда участие в арт-проекте, культурном событии или его организация становится настоящей помощью — например, терапией, возможностью или шагом к новой жизни?
![]() |
Для наших подопечных, которые долгие месяцы занимаются только лечением и выбираются из дома лишь, чтобы поехать в больницу, любой выход «в свет» – редкое и радостное событие. Оно позволяет хоть на небольшое время вытеснить мысли о тяжелой болезни. Это имеет реабилитационный эффект, помогает не забывать, какая она, обычная жизнь. В фонде AdVita есть реабилитационная программа «Выход», которую мы реализовываем при поддержке Фонда президентских грантов. Мы предлагаем нашим подопечным принять участие в различных городских культурных мероприятиях, устраиваем для них экскурсии, достаем билеты на спортивные праздники и концерты. Те, кому позволяет здоровье, с большим теплом и благодарностью вспоминают эту возможность просто побыть туристами в Петербурге. Кроме того, мы часто предоставляем нашим подопечным возможность творчески раскрыться: проводим выставки их рисунков (сейчас такая экспозиция представлена в саду музея Анны Ахматовой), мастер-классы, где можно что-то поделать руками. В феврале, ко Дню борьбы против рака, мы проводили в культурном квартале «Брусницын» выставку работ ai-художников «Своевременность». Помимо профессионалов, авторами работ выступили четверо наших подопечных – людей, которые перенесли тяжелое заболевание. Мы предложили им порассуждать о том, что такое время, и как его ощущают наши герои. Получились очень глубокие работы, которые привлекли внимание посетителей и СМИ. Для наших подопечных часто важно просто быть услышанными, поэтому мы всегда рады их желанию высказаться в тексте, иллюстрации, творческом проекте. |
***
![]() |
Когда тем или иным образом такие проекты и события улучшают качество жизни людей: финансовое положение, самочувствие, самооценку, дают чувство востребованности, преодолевают изоляцию в сложных обстоятельствах и т.д. К примеру, наши резиденты могут на организуемых «Аутсайдервилем» аукционах продавать свои работы, которые приобретаются в пользу авторов. Это решает сразу несколько задач. Резиденты чувствуют себя более востребованными и оцененными как художники, получают плату за свой творческий труд, участвуют в совместном с «Аутсайдервилем» проекте. Это улучшает качество жизни людей: психическое и финансовое. Аналогично с изданием альбомов музыкантов с ментальными особенностями. Этот проект осуществляет лейбл «Аутсайдервиля». С помощью коммуникации, благодаря размещению музыки в социальных сетях и на музыкальных площадках, мы находим нашим резидентам аудиторию, подопечные получают обратную связь от кураторов, в том числе через тексты, становятся частью комьюнити. Люди чувствуют себя более востребованными, могут идентифицировать себя как профессионалов, что улучшает их отношение к себе и позволяет проще адаптироваться в обществе. Если человек в проекте перестает чувствовать себя невидимым и начинает понимать свою важность – это становится и терапией, и возможностью, и шагом к новой жизни. |
***
![]() |
«Простые вещи» — это инклюзивное производство стильных вещей для повседневной жизни. Здесь работают люди с ментальными особенностями, мы называем подопечных мастерами. Вместе с ведущими — профессионалами из разных областей — такие сотрудники рисуют, шьют, готовят, создают косметику, керамику и деревянные изделия. У нас есть собственное дизайн-бюро, в котором работают больше 30 художников с ментальными особенностями. Наши творцы выполняют коммерческие заказы, участвуют в разработке продукции «Простых вещей», представляют свои работы на выставках современного искусства. Ребята чувствуют значимость своего труда, художники гордятся тем, что их произведения выходят за пределы мастерских. А еще сотрудники получают за свою работу зарплату, и это очень важно. |
***
![]() |
По нашему опыту, арт-проект становится максимально социально значимым, когда имеет сильную идею в основе и сделан с заботой о каждом участнике, включая зрителя. Поясним на примере выставки «Без ожиданий», которая прошла в общественном пространстве «Севкабель порт» в августе. Это совместный проект фонда и документального фотографа Антона Селезнёва. Хоть проект и строится на жизненных историях спортсменов с инвалидностью, но нацелен на каждого, кто готов рефлексировать и искать ответы в ситуациях, когда жизнь круто меняется. Спортсмены-герои лишь делятся информацией о том, как трудные моменты пережили они, приглашая зрителей заглянуть вглубь себя и найти в душе собственные ответы. Говоря о важности проживания участниками выставочного опыта, приведем в пример проект «Вдох_Вдох», который прошел в Главном штабе Государственного Эрмитажа (2016 г.). Это мультимедийный проект фонда о 12 спортсменах с инвалидностью. Участники получили возможность взглянуть на себя со стороны: при помощи фото и саморефлексии. |
Сходства и различия в подходах.
|

- Какой стереотип, связанный с подопечными, Вы хотели бы разрушить больше всего?
![]() |
Наверное, это стереотип о том, что «онкологическое заболевание — это приговор». Подопечные нашего фонда чаще всего болеют лейкозами, и если раньше эти заболевания, действительно, плохо поддавались лечению, то сейчас медицина сделала огромный шаг вперед. Многие наши подопечные после лечения переходят в фазу стойкой ремиссии и живут практически обычной жизнью: возвращаются к работе, даже становятся родителями. У нас перед глазами много позитивных примеров. |
***
![]() |
О том, что люди с психическими заболеваниями представляют опасность и бесполезны и даже вредны для общества. В соответствии со взглядами гуманистической психиатрии, которые в советской России продвигал, к примеру, Павел Иванович Карпов, издавший в 1926 году книгу «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусств и техники», мы считаем, что ментальные расстройства являются уникальным опытом, который важно фиксировать. Соприкосновение с такими людьми может помочь лишенным этого опыта, узнать о себе и о реальности новое и важное. Ментальные особенности часто идут рука об руку с творческими способностями. Если помогать талантливым людям с психическими заболеваниями, они могут открыть для всего общества новые горизонты, благодаря оригинальности мышления и искренности собственного творчества. Аутсайдер-арт, в нашем случае, искусство людей с ментальными особенностями, создается не с целью удовлетворить рынок и добиться прибыли, а из желания выразиться и передать собственный оригинальный подход, поэтому является наиболее чистой и искренней формой искусства. |
***
![]() |
Мы хотим, чтобы ребята с ментальными особенностями могли выбирать себе работу по душе. Чтобы работодатели видели в наших подопечных сильных кандидатов, чтобы команды чувствовали ценность инклюзивного трудоустройства, понимали, как расширяется их представление о жизни, как меняется их мировоззрение в целом. Человек с ментальными особенностями не должен сидеть дома в изоляции. Чем разнообразнее мир, тем интереснее в нем жить. |
***
![]() |
В своей работе мы стремимся уходить от модели «жертвователь — благополучатель/подопечный» с распределением активной и принимающей ролей. В этой модели нет ничего плохого, кроме того, что она поощряет наше полярное мышление. Мы же все верим в существование оттенков и взгляд, способный их уловить. Поэтому, когда помогаешь конкретному человеку, своим действием формируешь атмосферу, в которой тебе самому хочется жить. Это ошибочное мнение, что благополучатель только просит и ничего не делает для решения своих проблем. Спортсмены, которые обращаются в наш фонд, как раз наоборот, сделали все возможное для своей спортивной карьеры, но ситуация, в которой они оказались (сломался инвентарь, например), ставила под угрозу все предыдущие достижения. |
Сходства и различия в подходах. Собеседники сходятся в том, что стойкие стереотипы мешают видеть в людях, нуждающихся в поддержке, личностей. Юлия из AdVita говорит о мифе, будто онкобольные обречены, хотя сегодня многие возвращаются к полноценной жизни: работают или строят семьи. Ольга из «Аутсайдервиля» борется с представлением, что люди с психическими заболеваниями опасны или бесполезны, подчеркивая их творческий потенциал. Анна из «Простых вещей» хочет, чтобы людей с ментальными особенностями воспринимали как сильных кандидатов на рынке труда, а не исключительно как объекты заботы. Лиза из «Точки опоры» напоминает: те, кто обращается за помощью, часто уже добились многого — поддержка нужна, чтобы не потерять достигнутое. |

- Как сделать так, чтобы помощь не становилась опекой, а поддерживала достоинство и возможность развития человека?
![]() |
Мы всегда очень бережно относимся к нашим подопечным и никогда не прибегаем к методам токсичной благотворительности. Каждый наш подопечный — это личность, человек со своим жизненным опытом, ценностями и мечтами, а не только потребностью в лечении. Человек не равен его диагнозу — надо всегда это помнить. Он сам вправе выбирать, какую помощь, как и от кого он получает. Мы можем предложить свою, но не диктуем условия. Никогда не заставляем человека рассказывать о своей беде во всех подробностях, и если он не хочет, чтобы его страничка появилась у нас на сайте — это его право. В том числе, ради этого несколько лет назад мы от адресных сборов и перешли к программной помощи. Мы помогаем всем, и тем, кто хочет сохранить свою личную историю втайне. |
***
![]() |
Отсутствие иерархии при оказании помощи. Помогающий не лучше, не мудрее, не экспертнее людей, которым он помогает. Каждый человек — главный эксперт в своей жизни. Тот, кто помогает, может лишь делиться ресурсами, в том числе когнитивными, не оспаривая и не присваивая себе право решать за другого человека, в чем состоит его благо. Помогающий и принимающий помощь должны действовать в союзе, в партнерстве, совместно ставить цели, тогда помощь будет по-настоящему уважительной. |
***
![]() |
«Простые вещи» помогают человеку с ментальными особенностями получить работу. Работа — это не только зарплата (хотя, конечно, получая деньги за свой труд, чувствуешь себя более самостоятельным), это и наличие коллег, и дружбы, и гордости за результат своего труда. Мы тщательно проговариваем с мастерами и их родственниками, что «Простые вещи» — это настоящая работа, а не место для тусовки. |
***
![]() |
Мы стремимся к включенной благотворительности, где помощь не ограничивается простым переводом денег, а сопровождается желанием углубиться в проблему. Мы это приветствуем как в наших донорах, так и развиваем внутри своей команды. В последнее время все чаще «соединяем» донора с благополучателем, проводя тематические встречи, чтобы сократить разрыв между людьми с разным жизненным опытом. Это помогает разглядеть друг в друге личности. Чуткость и стремление принять Другого как должное делает помощь уважительной. |
Сходства и различия в подходах. Уважительная помощь, по мнению собеседников, строится на равенстве и признании автономии. Юлия из AdVita говорит о праве подопечного выбирать, делиться ли своей историей. Ольга из «Аутсайдервиля» считает, что помогающий не должен ставить себя выше, ведь каждый — эксперт в своей жизни. Анна из «Простых вещей» видит уважение в оформлении труда как настоящей работы, а не милостыни. Лиза из «Точки опоры» предлагает практику включения — встречи доноров и подопечных, чтобы сократить дистанцию. Общее в ответах — отказ от патернализма, то есть стремление уйти от ощущения, что кто-то «спасает» другого из позиции сверху. Лучше — делать рядом, а не вместо. Различие в подходах заключается в способах: от политики конфиденциальности до живого общения и совместных инициатив.
|

- Как Вы находите баланс между социальной миссией и необходимостью обеспечивать материальную устойчивость проекта?
![]() |
Очень просто и вместе с тем сложно — фонд AdVita собирает не деньги, а людей. Для нас крайне важно найти единомышленников, тех, кто разделяет наши ценности и взгляды. Это и люди, и компании, и организаторы грантовых конкурсов. Многие из них регулярно жертвуют фонду, оформляя благотворительную подписку. С нами есть те, кто годами поддерживает подопечных фонда. Это люди, для которых благотворительность уже давно стала частью жизни. Благодаря тому, что мы говорим на одном языке, нам удается собирать средства для продолжения работы и бережно коммуницировать с подопечными. |
***
![]() |
Баланс между миссией и устойчивостью — это не постоянство и стазис, а постоянный процесс калибровки и поиска решений. Миссия для нас первична, однако ради нее мы не готовы жертвовать ценностями, поэтому аккуратно выбираем партнеров, используем гранты от государственных инициатив и так далее. Наши источники дохода диверсифицированы, мы не складываем яйца в одну корзину – это и частные пожертвования, и гранты, и сотрудничество с партнерами. |
***
![]() |
Мы вкладываемся в продукт, следим за тем, чтобы наши простые вещи были качественными и стильными, чтобы их хотелось покупать не из жалости, а потому что они классные. |
***
![]() |
Мы планируем работу с учетом рисков и вызовов времени. Сейчас, на пороге 15-летия, фонд делает особый упор на социокультурные проекты. Их кросс-функциональность и пространство для экспериментов с подачей смысла — большой потенциал для привлечения внимания огромного количества разных людей и влияния на их восприятие. Более того, мы видим в этом хороший способ получить поддержку от бизнеса, которому нужны простые, но при этом сильные, с точки зрения социального эффекта, акции и проекты. |
Сходства и различия в подходах. Все согласны в том, что миссия — на первом месте, одновременно с этим выживание требует креативности в обеспечении устойчивости организации. AdVita делает ставку на долгосрочные связи с единомышленниками, собирая не деньги, а сообщество. «Аутсайдервиль» диверсифицирует источники: гранты, пожертвования, партнерства. «Простые вещи» делают ставку на продукт: если вещь красивая и качественная, ее купят не из жалости, а потому что она нравится. Это и бизнес, и помощь. «Точка опоры» развивает социокультурные проекты, которые интересны бизнесу и зрителям. Например, проведение паблик-тока в коворкинге. Люди пришли на лекцию — и заодно внесли донат. |
- Что формирует доверие к благотворительной инициативе, будь то культурное событие музея, фонда или проекта?
![]() |
Честность и прозрачность. Мы всегда сразу заявляем о том, почему и зачем проводим какое-то мероприятие или объединяемся с культурной институцией в рамках проекта. А после предоставляем подробные отчеты. На мероприятиях фонда всегда присутствуют сотрудники, которые готовы ответить на любые вопросы. Открытость и готовность к диалогу — вот, наверное, главные составляющие доверия. И, конечно, накопленная годами репутация. |
***
![]() |
Я считаю, что: — прозрачность и понимание, на что идут собранные благотворительные средства, — каждый собранный рубль должен быть понятным для меценатов инструментом помощи; — доступная для понимания идея, ясно и четко изложенная цель инициативы. К примеру, в нашем случае это помощь творческим людям с ментальными особенностями в сложных жизненных ситуациях; — прямой диалог с меценатами и теми, кому оказывается помощь, возможность для всякого задать вопрос и получить ответ, т. е. отсутствие непреодолимой дистанции; — экспертность и компетентность организаторов, знание темы и социальной сферы, в которой они работают. |
***
![]() |
Прозрачность деятельности. На сайте проекта есть все необходимые отчеты и документы, социальные сети рассказывают об актуальной работе, об инициативе рассказывают в медиа. Амбассадоры, готовые связать свое имя с благотворительной инициативой, также формируют доверие аудитории. И конечно видимый результат работы. |
***
![]() |
Анализируя свой опыт и примеры коллег, мы бы вывели такую формулу хорошего благотворительного проекта: 1. идея в основе, направленная на решение социальной проблемы; 2. интересная подача, форма реализации; 3. доступность проживания опыта (доступная среда на выставке, шрифт Брайля и т.д.); 4. понятный, ощутимый социальный эффект. |
Сходства и различия в подходах. |
- Является ли оказание помощи уже само по себе наградой для того, кто помогает?
![]() |
Мы все разные, и нельзя сказать, что мотивация всегда такая. Помогать можно по-всякому: становясь волонтером, донором, помогая деньгами, даже просто рассказывая о фонде. А можно просто прийти на благотворительный концерт или купить товар с благотворительной составляющей. Если человек хочет сделать что-то приятное для себя — мы этому тоже рады. У нас есть замечательный проект — «Лекторий AdVita». Раз в две недели мы приглашаем интересных спикеров рассказать о том, что их действительно волнует. Это литературоведы, искусствоведы, поэты и многие другие. Часть аудитории приходит поддержать фонд, а другая часть — впервые узнает о нас от лектора. Не так важно, с какой целью человек изначально пришел. Важно то, что он остался с нами. И тут дополнительной мотивацией может стать то, что ты попадаешь в определенный круг общения людей со схожими ценностями. Условный пароль «Я помогаю фонду AdVita» позволяет тебе найти «своих». |
***
![]() |
В мире, где безраздельно бы властвовал категорический императив Канта, безусловно. Но мы живем в более утилитарной реальности. Поэтому, кроме того, что люди исполняют то, что считают должным, и стремятся к благу ради блага самого по себе, они еще получают награду в виде чувств и эмоций. Например, причастности к важному, к тому, что меняет мир к лучшему, улучшают собственную самооценку, чувствуют себя нужными. |
***
![]() |
Получают ли люди удовольствие от того, что помогают? Да. Социальные проекты дают чувство сопричастности, осмысленности. Андрей, один из наших волонтеров, говорит так: «Волонтерство помогает мне почувствовать значимость моих действий, ощутить, что моя поддержка кому-то нужна, ведь на работе иногда думаешь, а нужно ли то, что я делаю каждый день или нет». |
***
![]() |
Если говорить о волонтерской деятельности, то да, там действует другая «валюта», человек получает подкрепление своих принципов, причастность к тому, за что он борется. Награда в третьем секторе принимает разные формы: кто-то приходит за успокоением себя самого, потому что не может пройти мимо; кто-то приходит за контролем, потому что делегирует какому-либо фонду строить общество, в котором самому донору хочется жить. |
Сходства и различия в подходах. |
- Как Вы считаете, может ли благотворительность стать частью городской культуры, такой же как поход в театр или на выставку? Как этого добиться?
![]() |
Нам очень хочется, чтобы благотворительность постепенно все больше проявлялась в городской среде. Чем больше будет благотворительных мероприятий, выставок, концертов, фестивалей, праздников – тем более привычным этот формат будет становиться для петербуржцев. Мы невероятно благодарны всем организаторам событий, которые предлагают включить в свои проекты благотворительную составляющую. Ведь эти люди делятся своим доверием к нам со своей аудиторией, а это самое ценное, что может быть. |
***
![]() |
Да, благотворительность может стать частью городской культуры. Это эволюция от разовых «акций милосердия» к устойчивой социальной привычке, к форме гражданской самореализации. Благотворительность может занять место в одном ряду с походом в театр или на выставку, потому что может удовлетворять схожие потребности: в интеллектуальном и эмоциональном участии, в чувстве принадлежности к сообществу, в преобразовании окружающего пространства. Превращению благотворительности в устойчивую часть социального ландшафта способствует нормализация такого поведения и описание его как социально желательного и престижного. Люди — социальные существа, поэтому с удовольствием будут участвовать в активности, которая позволит им «заработать» дополнительные социальные капиталы, почувствовать себя частью сил, которые меняют город к лучшему, делают его более комфортным местом для всех. |
***
![]() |
Хочется верить, что уже становится. А мы, вместе с другими классными организациями, стараемся сделать так, чтобы помогать было несложно: заказать маме подарок в «Простых вещах» — уже помощь, выбрать для встречи с подружкой инклюзивное кафе «Огурцы» — тоже, как и заказ букета на 1 сентября в цветочном «Растим». Так постепенно благотворительность становится привычкой. |
***
![]() |
Считаем, что это уже есть. Средний донор молодеет, помощь благотворительным проектам развивается и на частном, и на корпоративном уровне. Сами НКО также встраиваются в бытовые привычки потенциальных доноров. Тот же самый поход в театр или кофейню теперь может ненавязчиво стать частью вклада в благотворительность. Например, мы проводили благотворительный паблик-ток в «Новой Голландии», где с блогерами и социологом рассуждали, как медиа формируют образ человека с инвалидностью. В первую очередь, здесь важен выбор места: в «Новую Голландию» люди обычно приходят воспользоваться зоной коворкинга, на разговорный клуб или просто заняться шоппингом. Посетителю в таком случае легко встроить благотворительность в свой привычный ритм жизни — между другими делами зайти на открытую дискуссию (вход за небольшой донат) и удовлетворить свою потребность, как в саморазвитии, так и в стремлении сделать что-то социально одобряемое. |
Сходства и различия в подходах. Все собеседники верят, что это уже происходит. Юлия из AdVita видит путь через включение благотворительных элементов в культурные события. Ольга из «Аутсайдервиль» говорит о переходе от разовых акций к устойчивой привычке, связанной с гражданской идентичностью. Анна из «Простые вещи» считает, что заказать подарок в «Простых вещах», зайти в инклюзивное кафе — это уже помощь. Люди приходят в «Новую Голландию» — и заодно попадают на дискуссию за символический взнос. И если таких маленьких жестов станет больше, помощь перестанет быть чем-то героическим. Она станет нормой. |
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться