Фотографии предоставлены Жанной Приваловой
Культурная инклюзия

Мир глухих художников: история начинается с Павловска

Красота Павловского парка с выразительным классическим зданием дворца, скульптурами, идеально вписанными в окружающий природный ландшафт, вдохновляла не одно поколение глухих художников. Кисти Геннадия Фёдоровича Фадина принадлежит большое полотно «Императрица Мария Фёдоровна на прогулке», где художник изобразил вдову Павла I, покровительницу глухонемых, с её глухим воспитанником Александром Меллером во время прогулки в Павловском парке.

159843-павл-гл-обложка.6bfc21e49200e8ad6f13d86ae1d0153e.jpg

В статичной на первый взгляд композиции ощутимо то, что картина написана энергично, с большим накалом чувств. Картина покоряет простотой и ясностью композиционного решения, яркостью колорита, построенного на составлении локальных красных, синих, зелёных, оранжевых тонов. Фигура императрицы Марии Фёдоровны легка и изящна. Жест, обращённый к воспитаннику, вносит в образ динамику и живость. Известно, что Мария Фёдоровна гордилась своей благотворительной деятельностью.

Г. Фадин «Императрица Мария Фёдоровна на прогулке», 1997 Холст, масло. 95х86.


Первое училище для глухонемых

Замечательный портрет императрицы Марии Фёдоровны, написанный Фадиным, связан с судьбой создания первого в Санкт-Петербурге и в России училища для глухонемых детей.

Поводом для открытия училища послужил случай на аллее Павловского парка. В 1806 году вдовствующая императрица Мария Фёдоровна встретилась с фрейлиной Екатериной Борисовной, женой генерала Ахвердова, воспитателя юных великих князей. Генеральша гуляла со своим племянником. Императрица заговорила с мальчиком и поразилась тому, что ребёнок не мог ей ответить: он был глухонемой. Мальчика звали Александр Меллер.

На следующий день Мария Фёдоровна поручила выписать из-за границы одного из наиболее известных учителей, чтобы учредить в Петербурге специальное учебное заведение: так в Павловске 15 декабря 1806 года в крепости Бип открылось «опытное» училище для глухонемых. Императрица сама следила за обучением, часто посещала училище, которое стало её любимым детищем. Через 4 года заведение переехало в Санкт-Петербург.

В библиотеке Росси Павловского дворца имеется несколько рисунков учеников первого набора Училища глухонемых, которые были преподнесены в дар императрице Марии Фёдоровне. В том числе работа Александра Меллера ­— того самого мальчика, которого императрица встретила на прогулке в Павловском парке. Позднее Мария Фёдоровна писала Александру Меллеру: «Ты забыл Меня, Александр. Я давно тебя не видела и давно не получала от тебя, как прежде, рисунков». Меллер оставил воспоминания о встрече с императрицей для книги «С.-Петербургское училище глухонемых. 1810-1910 г. Исторический очерк» (1910), составленной Николаем Лаговским, инспектором училища глухонемых. Из исторического очерка мы знаем, что Михаил Наумов, Анна Крашенинникова и другие ученики были первыми воспитанниками крепости Бип.

159710-Рисунок А. Меллера Женщина с ребенкоа.png

Качество работ поражает. Нам посчастливилось, что у этих работ остались автографы и подписанные даты. Учителями глухих ребят были прекрасные гравёры и рисовальщики Николай Уткин и неслышащий Карл Гампельн. С разрешения Исторического архива был скопирован лист, из которого следует, что выпускник Академии художеств Павел Батенин преподавал в училище глухонемых. Его пригласил на работу директор училища Жан Батист Жоффре, который прекрасно понимал, что неслышащему Батенину будет легче обучать «своих» рисованию. В училище он должен был заниматься обучением рисованию 3 дня в неделю около 2,5 часов в день. За это он получал жалованье в сумме 300 рублей в год.

История создания Ленинградского восстановительного центра

К 1965 году в Министерстве и в Центральном правлении Всероссийского общества глухих уже была подготовлена вся документация для открытия нового учебного заведения для глухих — Ленинградского восстановительного центра ВОГ. Всё финансирование ЛВЦ взяло на себя Центральное Правление ВОГ, председателем которого был Павел Кириллович Сутягин. Будучи глухим сам, он разделял и поддерживал идею И. Ф. Гейльмана создать такое учебное заведение.

Председатель ЦП ВОГ П.К. Сутяги

Ленинградский восстановительный центр ВОГ — первое в нашей стране и в ряде стран Европы профессиональное учебное заведение, открытое специально для глухих. Его первым директором был назначен Иосиф Флорианович Гейльман.

1 сентября 1965 года ЛВЦ открыл двери для первых учащихся художественно-оформительского отделения. Это были студийцы. В том же 1965 году начался приём на отделение «Культурно-просветительная работа» и другие. Позже — на отделение, готовившее сурдопереводчиков.

Первый покровитель ЛВЦ

Иосиф Флорианович Гейльман родился 6 марта 1923 года в семье глухих. Его отец закончил художественно-промышленное училище барона Штиглица, работал инженером на заводе «Электросила». Мама была активисткой ВОГ и артисткой творческого коллектива неслышащих. С детства сын был посредником в общении родителей с окружающим миром. Это определило дальнейшую жизнь Гейльмана, уже в 12 лет он переводил глухим в Доме просвещения лекции и беседы.

Директор ЛВЦ ВОГ И.Ф.Гейльман

Впоследствии Иосиф Гейльман стал самым молодым переводчиком в Ленинграде. Ему, восемнадцатилетнему юноше, Центральное Правление ВОГ доверило быть ответственным за пароход с глухими детьми в путешествии по Волге. Доплыв до Ярославля, они узнали, что 22 июня 1941 года началась война. Продолжительное время Гейльман занимался тем, что обустраивал жизнь и быт этих детей. После возвращения в Ленинград в 1944 году он получил страшное известие о смерти своих родителей, которые умерли от голода во время блокады. В память о них Иосиф Флорианович стал работать переводчиком в Доме культуры глухих, затем завучем в школе глухой рабочей молодёжи. В 1965 году он создал и возглавил Ленинградский восстановительный центр ВОГ.

Со всего Советского Союза начали приезжать в Павловск самые талантливые неслышащие юноши и девушки. ЛВЦ стал центром жестового языка в СССР, оказавшим также определённое влияние на культуру глухих. Центр положил начало изданию словарей жестового языка — бесценных для своего времени, библиографических изданий «Ручная азбука и речевые жесты глухонемых» и других.

159710-Учебное пособие. Ручная азбука и речевые жесты глухонемых. 1957.png

Как директор Иосиф Гейльман приложил большие усилия к тому, чтобы глухие могли быть преподавателями уникального центра, который готовил художников, юристов, бухгалтеров, работников культуры, полиграфистов, радиомонтажников и переводчиков жестового языка. Среди выпускников Центра — заслуженные работники культуры, тренеры по различным видам спорта, учителя и воспитатели коррекционных учреждений, руководители региональных отделений ВОГ. Многие стали известными художниками, членами Союза художников России, других творческих организаций. Иосиф Флорианович Гейльман — титан в истории исследований жестового языка, бесспорно выдающаяся личность, заслуги которого достойно оценит история. В сердцах глухих, всех, кто его помнит, он останется навечно.

Экскурсия для неслышащих посетителей по временной выставке в музее железных дорог России


Палитра тишины

Понимая необходимость расширения самодеятельного и развития профессионального художественного образования неслышащих, Центральное Правление Всероссийского общества глухих приняло постановление о проведении в конце 1957 года районных выставок изобразительного и прикладного искусства членов ВОГ.

В 1958 году в Москве прошла масштабная Всероссийская выставка глухих художников, на которой представили работы как профессионалов, так и любителей. В том же году в Ленинграде была организована Секция глухих художников при ЛенВОГ. А в 1961 году, в соответствии с постановлением ЦП ВОГ, при Ленинградском ДК ВОГ создана Студия изобразительного и прикладного искусства для подготовки неслышащих художников со средним специальным образованием. С этого времени берёт отсчёт планомерное обучение и подготовка глухих мастеров изобразительного искусства сначала в городе на Неве, а затем в Павловске. Уже в первом наборе среди студийцев появились интересные живописцы, получившие позже известность — А. Знак, Г. Фадин, В. Кочергин, В. Фомичев и другие.

Изостудия при ДК ВОГ. Ленинград, 1963 г.

Изостудия при ДК ВОГ. Ленинград, 1963 г.

По инициативе Иосифа Гейльмана и на средства ВОГ в 1965 году в Павловске, на основе художественной студии, был открыт Ленинградский восстановительный центр (с 1994 года — Межрегиональный центр реабилитации), по своей структуре ставший политехникумом. На Международной художественной выставке, прошедшей в 1965 году в Болгарии, в основном представляли работы студентов Павловского политехникума и выпускников Студии Ленинградского изобразительного искусства. В ЛВЦ регулярно проводили вернисажи студенческих работ, причём часто они становились предметом широкого общественного интереса, с ними могли познакомиться жители Ленинграда, Пушкина и Павловска.

Именно художественно-оформительское отделение политехникума дало путёвку в жизнь многим мастерам изобразительного искусства. Кто-то из них, например, Г. Фадин, А. Знак, А. Аверьянов и другие, сумели получить высшее художественное образование в Ленинградском Институте имени И. Е. Репина. Другие выпускники ЛВЦ учились в московском Институте имени В. И. Сурикова, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной. Многие выпускники ЛВЦ широко известны, выставлялись в России и за рубежом, работали в Художественных фондах, полиграфической промышленности, были оформителями в Домах Культуры и на предприятиях ВОГ, декораторами в театрах. Некоторые неслышащие мастера получили широкое признание.

159710-Открытие выставки «Кошачий квартирник» в котокафе «Республика котов».jpg

Открытие выставки «Кошачий квартирник» в котокафе «Республика котов»

В Санкт-Петербурге с 2017 года принимает активное участие в выставках творческое объединение неслышащих художников и фотографов «Арт-Неваградъ» при АНО «Санкт-Петербургский театр глухих».

В Пушкине 22 августа 2020 года в здании Московских ворот с кордегардиями открыли выставку глухих художников и фотографов «Искусство Победы», посвящённую 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставку провели в рамках Международного культурного форума «Неделя культуры и искусства глухих в Санкт-Петербурге» — проекта АНО «Санкт-Петербургский театр глухих» на жестовом языке. МКФ получил поддержку Фонда президентских грантов РФ и Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.

Творческая жизнь из мира глухих продолжается…


Жанна Привалова — председатель Творческого объединения глухих деятелей искусств и культуры «АРТ-НЕВАГРАДЪ», гид-экскурсовод на русском жестовом языке, преподаватель специальных дисциплин СКД, хранитель музея истории ЛВЦ-МЦР колледжа Межрегионального Центра реабилитации лиц с проблемами слуха

Фотографии предоставлены Жанной Приваловой

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Доступная среда
Инклюзия
Многомерность культуры

Доступная среда в музеях онлайн

Небольшая подборка о том, как музеи Петербурга прилагают усилия, чтобы культура онлайн оказалась доступна для людей с особыми потребностями.

Инклюзия
31.01

Мир культуры глухих в Петербурге

Рассказываем о точках притяжения культуры в Санкт-Петербурге для глухих и слабослышащих.

Инклюзия
Для детей
08.08

Инклюзивный Петербург для детей: куда родителям повести особенного ребенка и подростка

Инклюзия
Доступная среда

Посмотреть фильмы с субтитрами

Рассказываем, в какие кинотеатры можно зайти, чтобы посмотреть фильмы с субтитрами.

Доступная среда
Многомерность культуры
26.05

Дискуссия «Инклюзивные проекты в учреждениях культуры»: отвечают эксперты

Общество стремительно меняется, и в нем все большее значение приобретают социальные и инклюзивные взаимоотношения.Открытый лекторий «Культура 2.0» —...

Смотреть все