Слушать сердцем, играть наизусть: как учат незрячих детей музыке в Петербурге
Слушать сердцем, играть наизусть: как учат незрячих детей музыке в Петербурге
Культурная инклюзия

Слушать сердцем, играть наизусть: как учат незрячих детей музыке в Петербурге

Правообладатель: пресс-служба Охтинского центра эстетического воспитания.

Опубликовано: 06 октября 2025 года

9 октября отмечается Всемирный день зрения, а 15 октября — Международный день белой трости, символ независимости и достоинства незрячих людей. А значит, сейчас особенно уместно вспомнить о тех, кто доказывает: отсутствие одного из чувств не мешает слышать красоту мира — и создавать её самим.

В преддверии дат «Охтинский центр эстетического воспитания» — детская школа искусств из Санкт-Петербурга — напоминает о своём проекте, который уже более 30 лет даёт детям с нарушениями зрения возможность учиться музыке наравне со всеми. Ведь при школе с 1991 года действует одно из первых в России музыкальных отделений для слепых и слабовидящих детей.

В интервью порталу «Культура Петербурга» директор центра Галина Владимировна Гринчак рассказала, как устроено обучение незрячих и слабовидящих детей музыке, почему оно — не привилегия избранных, а реальная возможность для каждого.

Директор центра Галина Владимировна Гринчак. Правообладатель: пресс-служба Охтинского центра эстетического воспитания.


Как появилась программа для незрячих и слабовидящих детей


– Галина Владимировна, расскажите, пожалуйста, как и когда в вашей школе появилась идея создать специальные музыкальные классы для незрячих и слабовидящих детей? Чья это инициатива?

– Всё началось в 1991 году — по инициативе Всероссийского общества слепых. Тогда на базе школы-интерната №1 имени К.К. Грота открылись музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей при детской школе искусств «Охтинский центр эстетического воспитания». Идею воплотили два директора: Василий Петрович Мезрин — тогдашний руководитель школы-интерната им. Грота, и Моисей Петрович Мазур — директор Охтинского центра. Центр взял на себя организацию учебного процесса и обеспечение педагогическими кадрами, а школа-интернат разместила музыкальные классы в своих стенах, предоставив для этого часть своих помещений. Так и пошло.


– Существует стереотип, что незрячие люди особенно склонны к музыке. Насколько, по вашему мнению, это правда?

– По моему мнению, все дети, и зрячие и незрячие могут заниматься музыкой, но не все обладают ярко выраженными музыкальными способностями. Мы учим всех детей, но результат  обучения у них разный.  Кто-то быстро схватывает, быстро развивается, а кому – то надо приложить для получения результата существенные усилия. Но все равно, обучение музыкой благотворно влияет на развитие наших учеников. Мы не можем сказать, что у незрячих детей музыкальные способности выражены сильнее, чем у зрячих. Да, у них действительно хорошо развит слух — он в какой-то мере компенсирует отсутствие зрения. Но чаще речь идёт именно о бытовом слухе: они лучше улавливают звуки окружающей среды, ориентируются по ним. А музыкальный слух — это отдельная история, и он зависит не от зрения, а от индивидуальных особенностей.

Директор центра Галина Владимировна Гринчак. Правообладатель: пресс-служба Охтинского центра эстетического воспитания.


Как проходит обучение — от первого занятия до выпуска


– Чем музыкальные классы для незрячих и слабовидящих детей отличаются от обычных музыкальных классов?

– Наши ребята обучаются по программе, единой для всех детских музыкальных школ: играют на инструменте, поют в хоре, изучают сольфеджио и музыкальную литературу. 

Однако есть одно важное отличие. Поскольку в музыкальных классах для слепых и слабовидящих детей учатся ребята, которые в общеобразовательной школе уже используют шрифт Брайля, и поскольку серьёзное музыкальное образование невозможно без умения читать и писать ноты, в наш учебный план включён обязательный предмет — «Нотная грамота по системе Луи Брайля». На этих занятиях дети осваивают чтение и запись нот рельефно-точечным шрифтом. 

– Как школа определяет, что незрячий ребёнок готов к музыкальным занятиям? И можно ли заниматься, если зрение почти полностью утрачено?

- Мы принимаем детей в 7–8 лет — и не отсеиваем никого по результатам прослушивания. Почему? Потому что многие незрячие дети сначала очень замкнуты, им трудно раскрыться перед незнакомыми людьми. Поэтому первый год — это своего рода адаптационный период. За это время педагоги понимают, какие у ребёнка способности, и уже со второго класса распределяют учеников по программам и инструментам.

И да — у нас учатся дети с любой степенью нарушения зрения, включая полностью слепых. У преподавателей есть методики для всех.


–  С чего начинается музыкальное обучение ребёнка без зрения? 
–  С развития его способностей: музыкального слуха, чувства ритма, возможности  ориентироваться на клавиатуре фортепиано. Постепенно знакомим с нотами по системе Брайля.

– В итоге кого вы выпускаете? Вы выпускаете знатоков музыки — или будущих профессионалов, готовых к сцене и работе?

– Мы выдаём нашим выпускникам свидетельство об окончании детской школы искусств. Выпускаем обученных молодых людей, которые могут разобраться в том или ином виде искусства. Можно сказать, что готовим знатоков музыки. Некоторые из школьников затем решают связать свою жизнь с искусством. Мы, как детская школа искусств, являемся первой ступенью трёхступенчатого образования (школа – училище – ВУЗ) в Российской Федерации.

Чтобы стать профессионалами, наши ученики должны получить среднее и высшее специальное образование. И ребят, прошедших эти ступени, у нас немало. За 34 года существования музыкальных классов для слепых детей 35 выпускников поступили в профессиональные профильные учебные заведения. 

Среди окончивших нашу школу есть и исполнители, и преподаватели. Например, сейчас в  музыкальных классах для слепых и слабовидящих детей работают четыре наших выпускника, которые, получив профессиональное образование, вернулись к нам в ином статусе – статусе преподавателя.

Изучение музыки с помощью шрифта Брайля. Правообладатель: пресс-служба Охтинского центра эстетического воспитания.


Как преподают музыку без опоры на зрение


– Исходя из вашего опыта, как вы считаете, могут ли незрячие дети освоить любой инструмент и любое произведение — или есть что-то, что им недоступно из-за потери зрения?

– Я думаю, да. Главное — соответствие возрасту и уровню подготовки. Нет таких инструментов или произведений, которые были бы принципиально недоступны для изучения из-за отсутствия зрения.

Как педагоги помогают ученикам, которые не видят инструмент, освоить сам процесс игры? Как ребята учатся нажимать на клавиши и  клапаны, перебирать струны?

– Преподаватели музыкальных классов для слепых детей изобрели специальные приёмы ориентировки на различных музыкальных инструментах, которые позволяют ученикам исполнять достаточно сложные произведения.

– Как устроена нотная запись по системе Брайля? Это прямой аналог обычных нот или адаптированная система?

– Это не аналог обычных, плоскопечатных нот в точки, а полностью самостоятельная система обозначений. Она основана на шеститочии: каждая ячейка представляет собой прямоугольник из двух столбцов и трёх строк, в котором выпуклые точки располагаются в разных комбинациях. Именно от того, какие точки подняты внутри ячейки, зависит, какую ноту, паузу, ритмический знак или другое музыкальное обозначение она передаёт.

Кроме этого, система Брайля имеет большое количество специальных обозначений, которых нет в линейной нотации.


Сколько времени в среднем требуется на освоение нотной грамоты Брайля?

– Наши ученики изучают этот предмет со 2-го по 9 класс, а те, кто собирается продолжать профессиональное обучение – ещё 3 года.

А как дети исполняют произведения? Во время учёбы музыканты смотрят партитуру, а вашим ученикам, получается, сразу надо играть наизусть? Не могут же они одной рукой нащупывать шрифт Брайля, а другой рукой играть.

– Могут. Именно так они и разучивают произведение. Ученик выучивает сначала партию правой руки наизусть, потом так же партию левой руки. После этого, сопоставляя в уме каждый такт обеих партий, соединяет их и играет всё произведение наизусть. 


Есть ли ещё какие-то технологии помимо Брайля, которые ваша школа использует для обучения незрячих детей?

– Нет, только Брайль.


Есть ли у вас ансамблевые занятия для детей? Если да, то как дети учатся слышать друг друга, выдерживать темп, без визуальных сигналов дирижёра или партнёра?

– Участие в ансамбль — обязательный этап обучения. Дети учатся слушать друг друга, чувствовать общий ритм, подстраиваться. Музыка им в этом помогает.  У педагогов есть много способов, как научить слепых детей играть вместе — и это работает. Более того, наши ансамбли регулярно участвуют в конкурсах и часто побеждают.

Выступление в Академической Капелле. Правообладатель: пресс-служба Охтинского центра эстетического воспитания.


Кто работает с детьми и как формируется команда


Когда вы стали директором Охтинского центра эстетического воспитания, пришлось ли вам что-то менять в том, как учат музыке незрячих детей?

– Нет. Существенно мы ничего не меняли. Методика, по которой проходит обучение в наших музыкальных классах логически выстроена, продумана и даёт хорошие результаты.


 Что лежит в основе вашей работы: готовые методики, опыт предшественников — или многое зависит от конкретного педагога и его наития?

– За 34 года существования наших музыкальных классов нашими преподавателями разработана специальная методика обучения слепых и слабовидящих детей, специальный учебный план, адаптированные дополнительные общеразвивающие программы. Все преподаватели музыкальных классов работают по этим программам.

Нами собрана уникальная нотная библиотека с нотными сборниками, записанными по системе Брайля. Многие сборники составлены нашими преподавателями, а затем напечатаны в специализированных изданиях. Наша библиотека насчитывает более 1500 печатных изданий. Это хорошее подспорье в обучении!

По вашему мнению, какие навыки, помимо музыкальных, должен иметь педагог, работающий именно с незрячими детьми?

– Такой преподаватель должен быть в меру требователен и строг. Он должен любить своё дело и иметь желание передать свои знания ученикам. Кроме того, этому специалисту необходима готовность изучить новую для себя нотацию Брайля и работать по ней. Наши ученики — обычные дети. Просто у них особые потребности, которые нужно учитывать.


– Как вы, как директор, обеспечиваете качество и преемственность в работе? В любой организации есть текучка, а обучение незрячих музыкантов, наверняка, специфично.

– За годы работы музыкальных классов у нас сменилось много преподавателей: одни не справились с трудностями первых лет, другие так и не смогли найти нужный подход к детям с особыми потребностями — ту самую грань между требовательностью и сочувствием. Но были и те, которые стали основателями, идейными вдохновителями совершенно нового направления деятельности нашей детской школы искусств. Некоторые из них работают в школе до сих пор и передают свой опыт коллегам.

Концерт в Константиновском дворце. Правообладатель: пресс-служба Охтинского центра эстетического воспитания.


Результаты и признание


– Участвуют ли ваши незрячие ученики в конкурсах и фестивалях? Если да, то наравне со всеми или в отдельных номинациях? Часто ли одерживают?

– Наши ученики не только учатся музыке, но и ведут активную концертную деятельность. Участвуют в профессиональных конкурсах наравне со зрячими сверстниками и регулярно добиваются высоких результатов.

Ребята побеждают как в специализированных конкурсах для детей с нарушениями зрения, так и в общих — где соревнуются со всеми участниками без ограничений.


 Есть ли результаты, на которые вы смотрите и думаете: «Неужели  мы это сделали»? Что в работе с незрячими детьми вы считаете своим главным профессиональным достижением?


– Конечно, есть! Прежде всего, это  выступления наших «звёздочек» в прославленных Петербургских концертных залах, таких, как Санкт – Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, государственная академическая капелла им. М.И. Глинки и другие

Ежегодно выпускники центра поступают в средние специальные и высшие профильные учебные заведения, такие, как:  Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, Псковский областной колледж искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, Курский музыкальный колледж интернат слепых, Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Российская государственная  специализированная академия искусств и др.  

Наши лучшие ученики становятся победителями таких престижных профессиональных музыкальных конкурсов, как «Молодые дарования России», Международный фортепианный конкурс им. Натана Перельмана, Международный детско-юношеский конкурс детей с ограниченными возможностями по зрению, Международный детско- юношеский фестиваль – конкурс незрячих музыкантов-исполнителей и другие.

Выступление в Большом зале филармонии. Правообладатель: пресс-служба Охтинского центра эстетического воспитания.


Как развивается программа, и какую поддержку она получает


Как, по вашему мнению, меняется отношение к инклюзии в культуре и образовании — и какие достижения программы вы считаете самыми значимыми? Что стало возможным сегодня, чего ещё не было 5–10 лет назад?

– Обучая детей, мы даём шанс всем получить музыкальное образование вне зависимости оттого, станет ли ребёнок профессиональным музыкантом, или учится для общего развития, «для себя».

Для этого у нас разработаны гибкие учебные планы разного уровня сложности.

Пятилетний план рассчитан на всех желающих — вне зависимости от музыкальных способностей или физических особенностей. Он включает небольшую учебную нагрузку и базовые предметы и скорее выполняет функцию музыкальной реабилитации, помогая ребёнку мягко войти в мир музыки.

Девятилетний план — основной. Он полностью соответствует программе обычной детской музыкальной школы.

Есть также трёхлетний углублённый план. По нему занимаются те, кто уже прошёл девятилетнее обучение и готовится поступать в средние или высшие профильные учебные заведения. Это гибкий подход, и он даёт шанс каждому.


Чувствуете ли вы поддержку со стороны города, партнёров и Минкультуры? И как вы видите развитие этой программы в ближайшие годы?


– Конечно! В 2024 году, благодаря поддержке администрации Красногвардейского района, мы получили в оперативное управление двухэтажное здание площадью 672 кв. м с прилегающей территорией на Новочеркасском проспекте. Там мы планируем разместить наши музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей.

В 2025 году завершили проектирование капитального ремонта здания и благоустройства территории. В следующем году, при наличии финансирования, намерены завершить все ремонтные работы.

В методическом плане мы тесно сотрудничаем с Санкт-Петербургской государственной специализированной центральной библиотекой для слепых и слабовидящих.

В творческом — получаем поддержку от нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» и ансамбля «Терем-квартет». Артисты коллектива ежегодно проводят с нашими учениками творческие смены «Теремок»: вместе с известными музыкантами ребята готовят концертные программы и выступают на одной сцене с признанными мастерами.

У нас впереди много планов — как творческих, так и связанных с развитием инклюзивного музыкального образования. Мы намерены активно участвовать в культурной жизни Санкт-Петербурга: выступать на концертах, участвовать в конкурсах и фестивалях. А, благодаря новому зданию и расширению учебных площадей, сможем разработать дополнительные адаптированные общеразвивающие программы и открыть новые направления обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Концертное выступление. Правообладатель: пресс-служба Охтинского центра эстетического воспитания.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Доступная среда
Многомерность культуры
20.09

Русский жестовый язык

23 сентября по решению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается Международный день жестовых языков. Портал «Культура Петербурга» вкратце рассказывает, что следует знать о русском жестовом языке.

01.09

Помогать можно по-разному: советы экспертов

Инклюзия
Инклюзивный туризм
31.01

Мир культуры глухих в Петербурге

Рассказываем о точках притяжения культуры в Санкт-Петербурге для глухих и слабослышащих.

Доступная среда
Эрмитаж
Многомерность культуры
Инклюзивный туризм

Доступная среда в музеях Петербурга

Рассказываем, в какие музеи Санкт-Петербурга могут попасть люди с инвалидностью.

Доступная среда
Многомерность культуры
Инклюзивный туризм

Культурная инклюзия в Манеже

Каждый год 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Культурная инклюзия в Центральном выставочном зале “Манеж”

Смотреть все