Ирэна Бородзюля: «Даже в блокаду, когда рушился мир, в городе царили красота и искусство»
Персоналии

18 января 2024 года

Ирэна Бородзюля: «Даже в блокаду, когда рушился мир, в городе царили красота и искусство»

Ирэна Адамовна Бородзюля — жительница блокадного Ленинграда, художник-график, профессор Академии Штиглица, автор уникального курса «Цветоведение», почетный работник высшего и профессионального образования Российской Федерации.

Фото предоставлено Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица.
27 января 2024 года исполняется 80 лет со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В канун этого праздника «Культура Петербурга» встретилась с блокадницей Ирэной Адамовной Бородзюлей. Наша собеседница не только жительница блокадного Ленинграда, но и художник-график, доцент, профессор кафедры живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, автор уникального курса «Цветоведение», член творческого союза историков и критиков, а также почетный работник высшего и профессионального образования Российской Федерации. Кстати, служащей академии Бородзюля является уже 60 лет.

Ирэна Адамовна – уникальная личность, которую по праву можно назвать учителем по призванию. Ее талант как педагога неисчерпаем и многогранен. Мы гордимся нашей замечательной коллегой, продолжаем учиться у нее и вдохновляться ее работой, —

считает ректор Академии Штиглица Анна Николаевна Кислицына.


Ирэна родилась в 1933 году и стала четвертым ребенком в большой польской семье, жившей в Ленинграде. Ее отец работал врачом, а мать — учителем биологии и химии. Когда началась война, девочке было семь лет.

Вся семья собралась за столом, и бабушка сказала, что мы должны приложить все силы, никуда не уезжать, жить вместе и дружно переносить тяготы войны. И мы никогда не ходили в бомбоубежище. Когда начиналась бомбежка, сотрясался весь дом. В буфете стояли старинные рюмки — баккара — это хрусталь тонкий гравированный, который издает звук, потому что в этом хрустале есть металл. Бабушка вставала на колени, мы рядом — и читали молитвы, за ней повторяли. Однажды прилетел снаряд, протаранило стену, и из квартиры все вымело, а две рюмки — остались. Так же и мы. Я всегда свою судьбу связываю с этими рюмками, потому что это непостижимо, что я живу. Ну, конечно, мы были все в этих вшах, совершенные дистрофики черного цвета. Имели ужасный вид. У меня была одна фотография, но по глупости, по молодости я ее выбросила, мне было просто страшно на себя смотреть. Поэтому ни одной фотографии такой не осталось, —

вспоминает Ирэна Адамовна о войне.

Зимой будущая художница с матерью ходила за водой на Неву. Красота блокадного города, несмотря на тяжелейшие условия, оставила глубокий след в жизни и творчестве графика: 

Петербург-Ленинград был потрясающе красивым. Город был пустым: обнаженные полуразрушенные дома и малиновые закаты, которые падали за синий горизонт. Тогда меня мучало желание нарисовать малиновое солнце, которое падает за синий лес.

Несмотря на блокаду и регулярные бомбежки, школы города не прекращали свою работу.

В школе день наш начинался так: мы спускались в подвал, брали по полену, несли к печке и размораживали свои чернила. Учительница Ксения Ларионовна нас удивляла, она приходила на занятия, и у нее был тоненький-тоненький белый воротничок. Это было что-то невероятное — увидеть белое, потому что все было черное. Сейчас я просто поражаюсь этим замечательным людям, которые так к нам относились. Когда рушился мир, мы были раненые и голодные, но над всем этим царила красота и искусство — это удивительные вещи, —

описывает школьные занятия Ирэна Бородзюля.

Ее первое знакомство с училищем и музеем Штиглица произошло в 1944 году, когда Ирэна одиннадцатилетней девочкой вместе с другими подростками помогала расчищать завалы разрушенного бомбами города. Из поврежденных залов ребята выносили битые кирпичи, доски, осколки стекла, обломки витрин, скопившиеся за годы блокады. Именно тогда девочка решила, что связать свою жизнь с училищем будет великим счастьем. И это ей, действительно, удалось. Правда, спустя 19 лет!

С конца 1940-х Бородзюля занималась в детской художественной школе на Таврической улице в знаменитой башне Вячеслава Иванова. В 1955 закончила Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. А в 1963 — факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. 

После обучения она пошла устраиваться лаборантом на кафедру общей живописи в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Ирэну привлекал свободных дух школы, сплоченный коллектив, а также выдающиеся художники и скульпторы, которые стояли во главе образовательного процесса.

На эту ставку претендовало несколько десятков человек. Я была двадцатой по счету и тогда загадала: «Остаться бы здесь до самой пенсии». Так и получилось, меня приняли в штат в 1963 году, —

вспоминает Ирэна Адамовна.

В 1965 году художница начала работать в качестве преподавателя на кафедре общей живописи Мухинского училища.

Важную роль в факте одобрения ее кандидатуры на должность сыграло знание польского языка. Периодика того времени была достаточно редка и в основном о всех новинках в искусстве и кино, о современной архитектуре узнавали из журналов дружественной Польской народной республики, издаваемых на польском языке. Журналы доставали с трудом, и в переводах Ирэны Адамовны они пользовались заслуженной популярностью у преподавателей и студентов.

Фото предоставлено Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица 
В конце 1960-х — начале 1970-х годов, по просьбе заведующего кафедрой профессора Виктора Прошкина и ректора училища профессора Якова Лукина, график вместе со своими коллегами приняла активнейшее участие в создании нового экспериментального курса по цветоведению. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, специалисты изучали законы цвета и формы, выявляли их связь с разными видами прикладного искусства и дизайна, открывали эмоциональные аспекты искусства. Ирэна Адамовна стала автором неповторимых по пластической точности оригинальных разработок. В 1976 году этот апробированный экспериментальный курс был одобрен Ученым советом, что получило широкий резонанс в других творческих вузах и училищах. С тех пор программа по изучению цвета постоянно развивается. Но Бородзюля ведет его по сей день.

Круглый стол «Тема цветов в изобразительном и прикладном искусстве». 2021 год / Фото предоставлено Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица

Ирэна Адамовна является состоявшимся художником, специализирующимся в графических техниках. Долгий путь живописца и преподавателя помогли ей успешно сформулировать непростые задачи и понятия, законы формообразования, символики цвета, цветовой гармонии в рамках дисциплины «Теория цвета». С 1992 года она провела более десяти персональных выставок и регулярно участвует в выставках Академии Штиглица.

В 2008 году наша собеседница стала профессором кафедры общей живописи Академии Штиглица.

Уже несколько лет подряд Ирэна Бородзюля ведет летнюю детскую студию в поселке Комарово. Недавно вышел альбом под названием «Дети видят», изданный благодарными бывшими студентами. Некоторые из них сами стали известными мастерами, дизайнерами, художниками и педагогами Академии.

Ректор Академии Штиглица Анна Николаевна Кислицына и заведующий кафедрой живописи Валерий Сергеевич Миронов поздравляют Ирэну Адамовну Бородзюлю с юбилеем. 2023 год / Фото предоставлено Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица

В 2023 году Ирэна Адамовна Бородзюля отметила 90-летие. За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований и значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов ей было присвоено звание Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации.

Ирэна Адамовна уже 60 лет работает в академии. Она и сегодня продолжает передавать опыт студентам, служа национальному искусству и воспитывая новые поколения художников, дизайнеров и архитекторов.

Интерактивная акция, посвященная Дню Победы. 2022 год / Фото предоставлено Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Музыка
13.02

Фёдору Шаляпину - 151 год!

Бардовская песня
22.01

Какие адреса любил посещать Высоцкий в Ленинграде?

25 января - День рождения Владимира Высоцкого. Легенда авторской песни, актер театра и кино родился и умер в Москве, но часто бывал в Ленинграде. «Культура Петербурга» вспоминает некоторые места в Петербурге-Ленинграде, связанные с творческой биографией барда.

08.06

Как царь Пётр сам себя воспитал

9 июня отмечается 350-летие первого императора Российского Петра, за заслуги перед Отечеством прозванного Великим. Президентская библиотека рассказывает о детстве и юности Петра Великого.

20.12

Карл Брюллов: академист и новатор

23 декабря художнику Карлу Брюллову исполняется 224 года. Рассказываем о его творчестве.

16.12

Василию Кандинскому - 157 лет

16 декабря 1866 года родился Василий Васильевич Кандинский, один из основоположников абстракционизма. Рассказываем о том, как складывался творческий путь мастера, и где в Петербурге можно увидеть его произведения.

Смотреть все