Ирэна Бородзюля: «Даже в блокаду, когда рушился мир, в городе царили красота и искусство»
Ирэна Адамовна Бородзюля — жительница блокадного Ленинграда, художник-график, профессор Академии Штиглица, автор уникального курса «Цветоведение», почетный работник высшего и профессионального образования Российской Федерации.
Фото предоставлено Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица.
27 января 2024 года исполняется 80 лет со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В канун этого праздника «Культура Петербурга» встретилась с блокадницей Ирэной Адамовной Бородзюлей. Наша собеседница не только жительница блокадного Ленинграда, но и художник-график, доцент, профессор кафедры живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, автор уникального курса «Цветоведение», член творческого союза историков и критиков, а также почетный работник высшего и профессионального образования Российской Федерации. Кстати, служащей академии Бородзюля является уже 60 лет.
Ирэна родилась в 1933 году и стала четвертым ребенком в большой польской семье, жившей в Ленинграде. Ее отец работал врачом, а мать — учителем биологии и химии. Когда началась война, девочке было семь лет.
Зимой будущая художница с матерью ходила за водой на Неву. Красота блокадного города, несмотря на тяжелейшие условия, оставила глубокий след в жизни и творчестве графика:
Несмотря на блокаду и регулярные бомбежки, школы города не прекращали свою работу.
Ее первое знакомство с училищем и музеем Штиглица произошло в 1944 году, когда Ирэна одиннадцатилетней девочкой вместе с другими подростками помогала расчищать завалы разрушенного бомбами города. Из поврежденных залов ребята выносили битые кирпичи, доски, осколки стекла, обломки витрин, скопившиеся за годы блокады. Именно тогда девочка решила, что связать свою жизнь с училищем будет великим счастьем. И это ей, действительно, удалось. Правда, спустя 19 лет!
С конца 1940-х Бородзюля занималась в детской художественной школе на Таврической улице в знаменитой башне Вячеслава Иванова. В 1955 закончила Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. А в 1963 — факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
После обучения она пошла устраиваться лаборантом на кафедру общей живописи в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Ирэну привлекал свободных дух школы, сплоченный коллектив, а также выдающиеся художники и скульпторы, которые стояли во главе образовательного процесса.
В 1965 году художница начала работать в качестве преподавателя на кафедре общей живописи Мухинского училища.
Важную роль в факте одобрения ее кандидатуры на должность сыграло знание польского языка. Периодика того времени была достаточно редка и в основном о всех новинках в искусстве и кино, о современной архитектуре узнавали из журналов дружественной Польской народной республики, издаваемых на польском языке. Журналы доставали с трудом, и в переводах Ирэны Адамовны они пользовались заслуженной популярностью у преподавателей и студентов.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов, по просьбе заведующего кафедрой профессора Виктора Прошкина и ректора училища профессора Якова Лукина, график вместе со своими коллегами приняла активнейшее участие в создании нового экспериментального курса по цветоведению. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, специалисты изучали законы цвета и формы, выявляли их связь с разными видами прикладного искусства и дизайна, открывали эмоциональные аспекты искусства. Ирэна Адамовна стала автором неповторимых по пластической точности оригинальных разработок. В 1976 году этот апробированный экспериментальный курс был одобрен Ученым советом, что получило широкий резонанс в других творческих вузах и училищах. С тех пор программа по изучению цвета постоянно развивается. Но Бородзюля ведет его по сей день.
Ирэна Адамовна является состоявшимся художником, специализирующимся в графических техниках. Долгий путь живописца и преподавателя помогли ей успешно сформулировать непростые задачи и понятия, законы формообразования, символики цвета, цветовой гармонии в рамках дисциплины «Теория цвета». С 1992 года она провела более десяти персональных выставок и регулярно участвует в выставках Академии Штиглица.
В 2008 году наша собеседница стала профессором кафедры общей живописи Академии Штиглица.
Уже несколько лет подряд Ирэна Бородзюля ведет летнюю детскую студию в поселке Комарово. Недавно вышел альбом под названием «Дети видят», изданный благодарными бывшими студентами. Некоторые из них сами стали известными мастерами, дизайнерами, художниками и педагогами Академии.
В 2023 году Ирэна Адамовна Бородзюля отметила 90-летие. За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований и значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов ей было присвоено звание Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации.
Ирэна Адамовна уже 60 лет работает в академии. Она и сегодня продолжает передавать опыт студентам, служа национальному искусству и воспитывая новые поколения художников, дизайнеров и архитекторов.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться