Легендарные киноактеры-петербуржцы
Персоналии

20 марта 2023 года

Легендарные киноактеры-петербуржцы

За 128 лет существования кинематограф стал неотъемлемой частью нашей жизни — кинотеатры, телевизор, трансляции в сети интернет, новые звуковые эффекты. Еще буквально 30 лет назад мы смотрели кино на перезаписанных кассетах, ходили в прокат, стояли в очередях в кинотеатры или просто ждали драгоценные трансляции у «голубого экрана». 
Петербург, как известно, кузница талантов. В этой статье редакция постаралась рассказать Вам о самых известных киноактерах-петербуржцах тех, кто родился, жил или работал в Санкт-Петербурге. К сожалению, в статье мы не смогли охватить биографии всех талантливых ленинградских и петербургских актеров, а выбор был составлен из личных предпочтений редактора и ощущений, оставленных после просмотра кинофильмов.

Павел Луспекаев

2323342-768x562.jpg
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края. В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, с которым эвакуировался во Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызстан).
В 1943 году в возрасте шестнадцати лет ушёл добровольцем на фронт — в партизанский отряд. Во время войны получил серьёзную травму, наложившую отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, в том числе и творческую. Во время проведения одной разведывательной операции Павлу Луспекаеву пришлось неподвижно пролежать четыре часа на снегу, вследствие чего он обморозил ноги. В дальнейшем обморожение привело к атеросклерозу сосудов и ампутации пальцев на ногах.
После окончания войны поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина на курс
К. А. Зубова, неизменно имея по предмету «актёрское мастерство» оценку «отлично».
С 1959 года Павел Борисович вместе с семьей переехал в Ленинград.
С 1959 по 1965 годы служил в Большом драматическом театре. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького, дальше были роли Галлена в «Не склонившие головы», 1961 г.; Бонара в «Четвёртом», 1961; Нагульнова в «Поднятой целине», 1964).
В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети», которая дала толчок его кинокарьере и раскрыла его многогранный талант.
В 1966 году были съемки в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда. Изначально был замысел о съемках двух серий, в которых Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Линия его героя должна была быть полна различных историй- тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, дружба со шкидовцем Савушкой. Однако болезнь помешала завершить роль, так на экране зритель увидел Луспекаева буквально в нескольких кадрах. На Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году роль КостАлМеда была оценена критиками и зрителями, что стало для Павла Борисовича неожиданностью.
Одна из самых ярких и известных широкой публике ролей Павла Луспекаева — роль таможенника Павла Верещагина в кинофильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Павел Борисович принял предложение об участии в кинокартине только при условии отсутствия у него дублеров. Также Луспекаев категорически отверг идею Владимира Мотыля о наличии у героя костылей. Вместо этого он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволили бы ему передвигаться без опоры.
В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, но во время съёмки благодаря импровизации Луспекаева она значительно расширилась. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию персонажа звали Александр.

После выхода картины на Луспекаева обрушилась всесоюзная известность и предложения о съёмках в других картинах. К сожалению, этому не суждено было сбыться. Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва аневризмы аорты, не дожив до своего 43-летия всего лишь тех дней.

Сергей Юрский

12323132.jpg
Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде, окончил среднюю школу с золотой медалью и без экзаменов был принят на юридический факультет Ленинградского университета имени А. А. Жданова. Во время учёбы в университете участвовал в постановках Театра-студии ЛГУ под руководством актрисы и педагога Евгении Карповой.
В 1955 году, после окончания третьего курса юрфака, поступил на актёрский факультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского на курс народного артиста РСФСР Леонида Макарьева.
Уже после окончания второго курса театрального института Юрский был приглашён в Большой драматический театр имени М. Горького. С середины 1960-х годов был одним из ведущих актёров труппы Георгия Товстоногова. Одними из его лучших ролей по праву считаются Чацкий в произведении Грибоедова «Горе от ума», Тузенбах в «Трех сестрах» Чехова, Эзоп в «Лисе и винограде», профессор Полежаев в «Беспокойной старости». В БДТ Сергей Юрский дебютировал как режиссёр, поставив в 1974 году спектакль «Мольер» по М. Булгакову.
Всесоюзную известность Сергею Юрьевичу принесли роли Викниксора в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД» и Остапа Бендера в «Золотом телёнке» Михаила Швейцера.
В 1978 году Сергей Юрский переехал в Москву и стал актёром, а спустя время и режиссёром Театра им. Моссовета.
Сергей Юрский сыграл более чем в 50 фильмах, в каждом из которых он создавал уникальный образ, например, яркая роль мэтра Роше в кинофильме «Ищите женщину», выразительного и комичного Дядю Митю в картине «Любовь и голуби», врача Груздева из «Место встречи изменить нельзя» и его, ставшей крылатой, фразой: «Был такой китайский мудрец Конфуций, так вот он говорил: «Очень трудно искать в темной комнате черную кошку. Особенно, если там ее нет» и другие.

Сергей Филиппов

2342344-768x565.jpg
Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области в рабочей семье. Из-за неблагоприятной домашней обстановки учеба давалась ему плохо, из школы его исключили после того, как на уроке химии он чуть не взорвал школу. Дальше последовала работа в пекарне, но и оттуда его уволили после того, как зачитавшись романом Джека Лондона, Сергей Филиппов забыл посолить хлеб. Потом была работа помощником краснодеревщика, которую он потерял после того, как вбил в антикварный шкаф десяток гвоздей.
Сергей Николаевич очень любил танцевать и мечтал танцевать в балетной трупп, но опоздал с поступлением, так как набор в балетные училища к тому моменту уже закончился. Тогда он поступил в эстрадно-цирковой техникум по окончании которого смог пробиться в труппу Театра оперы и балета. Однако о балете пришлось забыть после инфаркта, который случился с Филипповым прямо на сцене.

После несостоявшейся балетной карьеры Филиппов стал работать в Театре-студии эстрады. На одном из выступлений его талант заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии, в котором Сергей Николаевич проработал 30 лет.
Комедийный талант Сергея Филиппова был настолько выдающимся, что актер быстро приобрел известность и любовь зрителей. Дебют в кино состоялся в 1937 году. За свою карьеру в кино Сергей Николаевич сыграл более чем в ста кинофильмах. Ему прекрасно удавались характерные и гротескные роли, например Киса Воробьянинов в фильме «12 стульев», капрала в кинофильме «Золушка», Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров», Некадилова в «Карнавальной ночи», Василия Никодимыча Комаринского в картине «Девушка без адреса» и многих других. Одной из последних работ талантливого актера стала эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» в 1988 году.

Михаил Светин

1481545416182387720.jpg
Михаил Светин родился 11 декабря 1930 года в Киеве в семье рабочего. Из Киева семья актера эвакуировалась незадолго до того, как в город вошли немецкие войска. В 1955 году после окончания Киевского музыкального училища преподавал музыку в средней школе и служил в театрах Камышина, Кемерова, Петропавловска, Иркутска, Пензы, Петрозаводска. Некоторое время проработал в Театре Аркадия Райкина.
С 1970 года служил в Малом драматическом театре Ленинграда. Широкая известность пришла к актёру в конце 1970-х и начале 1980-х годов после выхода на экраны популярных фильмов «Афоня», «Не может быть», «Безымянная звезда», «Чародеи», «Будьте мои мужем», «Сильва», «Любимая женщина механика Гаврилова» и многих других.
В театре комедии им. Н. П. Акимова Михаил Светин служил с 1980 года и до конца жизни. Спектакли с его участием неизменно пользовались большим успехом у публики.

Алексей Смирнов

Алексей-Смирнов-фильм-Операция_Ы.jpg
Родился 28 февраля 1920 года в Ярославской губернии. В середине 1920-х годов семья перебралась в Ленинград. Ещё учась в школе, начал играть в драмкружке. В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. Во время войны ушел добровольцем на фронт.
В 1946 году Алексея Смирнова приняли в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии до 1952 года, затем перешел работать в «Ленгосэстраду». Публике нравились его роли простодушных и комичных здоровяков, однако актер мечтал о драматических ролях.
К концу 1950-х годов он стал известен и среди кинематографистов. В 1959 году режиссёр Юрий Озеров пригласил актёра в свою историческую картину «Кочубей» на эпизодическую роль буржуйчика — единственную комедийную в серьёзной картине. В фильме «Роман и Франческа», снимавшемся на киностудии им. Довженко, Алексей Макарович согласился сняться, чтобы увидеть отстроенный после войны Киев.
В 1961 году, после того, как поступил на работу на киностудии «Ленфильм», на экраны страны вышли сразу два фильма с его участием: «Полосатый рейс» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые были тепло приняты зрителями.
Всесоюзную известность актёру принесли роли в картинах Леонида Гайдая. В новелле «Вождь краснокожих» Смирнов сыграл роль Билла Дрисколла, после которой оказался востребован режиссёрами, которые помимо актерского таланта высоко ценили его человеческие качества. Наиболее известной ролью актёра стала роль тунеядеца из комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Затем были съемки в картинах Ролана Быкова «Айболит-66», Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке», Виктора Садовского «Удар! Ещё удар!», Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка». Во всех фильмах у актера были исключительно комедийные роли, сыграть желанную драматическую роль получилось только лишь в 1967 в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика». Драматический талант актера в полной мере открыла роль механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». За свою карьеру Алексей Смирнов сыграл более чем в 70 кинофильмах.

Олег Басилашвили

433602.jpg
Родился 26 сентября 1934 года в Москве. В 1956 году окончил курс Павла Массальского в Школе-студии МХАТ и получил распределение в Сталинградский областной театр, который покинул, не начав там свою актерскую деятельность.
После переезда в Ленинград был приглашен в театр имени Ленинского комсомола, а с 1959 года стал служить в Большом драматическом театр им. Горького. Дебют в кино Олега Валериановича состоялся в кинофильме «Подкидыш» в эпизодической роли мальчика на велосипеде. Широкую известность ему принесли роли в кинофильмах Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», «Служебный роман», «Ирония судьбы или с легким паром», «Вокзал для двоих», «Небеса обетованные» и многие другие.

Алиса Фрейндлих

86157.jpg
Алиса Фрейндлих родилась 8 октября 1934 года в Ленинграде. Еще в школе Алиса Бруновна активно участвовала в жизни театрального кружка, который вела Мария Александровна Призван-Соколова, которая помогла подготовиться к поступлению в 1953 году в театральный институт. В 1957 году окончила курс Б. В. Зона. Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского. В 1957-1961 годах была актриса Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, в 1961-1983 годах — актриса академического театра им. Ленсовета. С 1983 года стала служит в Большом драматическом театре.
Широкую известность ей принесли роли в фильмах Эльдара Рязанова «Служебный роман» и «Жестокий романс».

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.kkult.gov.spb.ru

Другие статьи раздела

09.11

Добрый мир Чарушина — мир детей, мир природы…

11 ноября родился художник, писатель, мастер детской иллюстрации Евгений Чарушин.

17.10

«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой

Всемирный день балета отмечается 19 октября.

Памятная дата
Литература
Опера
Балет
09.09

Великий и могучий Лев Толстой в Петербурге

03.10

Марина Цветаева: «Поклон от меня Неве»

Многонациональный Петербург
04.09

«Для вас всегда мой дом открыт. Входите!»: Расул Гамзатов

Мы подготовили подборку интересных фактов, которые связывают поэта Расула Гамзатова с Ленинградом-Петербургом.


Смотреть все