Опубликовано: 23 декабря 2025 года
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Звук в кинокартине играет одну из ключевых ролей: помогает зрителю глубже погрузиться в атмосферу, прочувствовать настроение и исторический контекст. Это мощный инструмент, который может влиять на наши эмоции и восприятие, а звукорежиссёр – специалист, умеющий использовать этот ресурс так, чтобы сделать фильмы более захватывающими, трогательными и реалистичными.О профессии звукорежиссёра, работе над фильмами и творческом процессе создания шумов рассказали старейший работник киностудии Сергей Фигнер и его коллега Юрий Елифтерьев.

Сергей Фигнер имеет более чем сорокалетний стаж в компании. Все фильмы, снятые на «Ленфильме» за эти годы, озвучивались Сергеем Эдгаровичем. Кроме этого, Фигнер сотрудничал с московскими, казахстанскими, японскими и голландскими компаниями.

«Впервые папа привёл меня на киностудию, когда мне было семь лет, а сам отец только за полгода до этого начал работать на "Ленфильме". Папе здесь так понравилось, что он решил поделиться со мной - показал мне все помещения, а потом и познакомил с особенностями работы. В 17 лет я уже получил талон актера. Раньше были звукооформители и актёры озвучания, которых приглашали - я был одним из них. А вот когда вернулся из армии и поступил в Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ), меня взяли в штат. Так что уже больше 40 лет, как я на "Ленфильме"», - рассказывает Сергей о начале своей деятельности.
«Предметов уже целый склад. Их и я приношу, и отдают люди. Есть целая коллекция телефонов!», - рассказывает Сергей Фигнер. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Помещение, в котором происходит запись, состоит из нескольких комнат. В первой - размещено техническое оборудование: компьютеры, специальные технические устройства. В следующем зале - монитор, куда выводится картинка с видеоизображением. Здесь также находятся предметы, из которых можно извлечь различные звуки. Отдельное пространство отведено для коллекции обуви.
Сергей Фигнер: «Для создания звука мы используем множество различных дверей».
Сергей согласился показать «Культуре Петербурга» своё святая-святых - рабочее помещение, где хранятся собранные им предметы, с помощью которых и идёт озвучание фильмов.
Первое, что мы видим - коллекцию дверей разных конструкций, предназначенных для создания звуковых эффектов. Все они нужны в кино для создания атмосферы. Глухой стук закрывающихся ставней, звук тяжёлых медленно отворяющихся ворот, резкий хлопок, сигнализирующий о чьем-то уходе или тихое щелканье замка, а затем скрип двери могут многое рассказать о характере персонажа, настроении сцены, начале или завершении действия. По словам мастера, девяносто процентов используемого для озвучки это то, по чему люди ходят: земля, камни, доски, а иногда и металлические поверхности.

Процесс работы начинается с получения готового окончательного монтажа видео. По нормативу за восьмичасовую смену необходимо сделать 10 минут рабочего материала.
Сергей Фигнер: «Мы с Юрием смотрим на картинку, и видим, чего ей не хватает: здесь нужны шаги, здесь - шуршание одежды. А дальше нужно только решить, каким именно образом создать этот звук и начать запись. Если кино батальное, где условно бегает двадцать человек, и за каждого нужно отдельно пробежать, стукнуть, хлопнуть, выпить, это может занять несколько смен. Сцены, где персонажи сидят и разговаривают - в этом плане легче. Сериалы тоже, понятно, озвучиваются быстрее. Если мы не успеваем всё сделать в будни, остаётся без выходных и праздников. Проект нужно сдать в срок».

В центре зала размещен монитор. На него выводится видео (пока немое), над которым в данный момент идёт работа.
«Видео всегда на экране. Когда я смотрю картинку, я даже без звука её слышу. Она звучит у меня в голове. Это уже профдеформация. Поэтому беру ту вещь, из которой можно извлечь нужный звук, практически сразу. Я никогда не слушаю, что записано на площадке, потому что даже когда режиссеру кажется, что там всё звучит здорово, часто это не так!» - делится с нами секретами своей профессии Сергей.
Звуковое оформление бывает шумовым, речевым и музыкальным. Отдел специализируется исключительно на шумовом оформлении.
Сергей Фигнер: «Можем воспроизвести звук расстроенного пианино. Если речь о гитаре, то наша задача - записать звук, как её взяли, положили, поставили, но не играть! Если пишем голос, то это дыхание. При этом во все остальные моменты мы молчим во время записи уже на генетическом уровне. Заставить в этот момент меня что-то сказать невозможно! При этом любая запись - это экспромт. Как оценить нашу работу? Если у зрителя есть ощущение, что всё происходит (и записано) прямо на площадке, то озвучание сделано очень хорошо».
Иногда в сериалах или в кино, особенно когда действие происходит в замкнутом пространстве, используется чистовая фонограмма. Но если съёмки проходят на улице, сделать такую запись сложно, и ряд звуков приходится убирать. Допустим, по сюжету фильма на дворе - XIX век, а на записи слышно, как едет автобус, или актеры не очень хорошо знают текст, и режиссёр возмущается по этому поводу.
Фильмы, которые в дальнейшем выходят на международный рынок, шумовая дорожка должна сопровождать обязательно. Это важно, потому что при переозвучивании речи невозможно записать только голос без шума. Так в фильмах с танцами и пением отдельно записываются речевое и шумовое озвучание. Это входит в понятие МЕ - международная фонограмма.
«Разница между озвучиванием кинофильма и мультфильма в акцентах - "шлеп-точках". Но бывают полнометражные мультфильмы без быстрых движений, снятые как кино, и тогда их также озвучивают - звуки шагов, одежды», - объясняет нам Сергей.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
«Нам ничего больше не остаётся, кроме как дружить», - говорит о своей работе с Сергеем Фигнером Юрий Елифтерьев.
Его профессия называется звукорежиссёр записи синхронных шумов. Для того, чтобы созданный Сергеем звук вошёл в фильм, Юрий, сидящий в соседней комнате, тщательно фиксирует результат его работы.
«С Сергеем мы познакомились на 5 канале в 1995 году. Профессии у нас разные. Я - музыкальный звукорежиссёр, но работаю и в рекламе, и в кино, - рассказывает Юрий. - На "Ленфильме" мы создаём некий симбиоз: Фигнер извлекает звуки, а я их фиксирую, затем коллегиально решаем, какой звук подходит, а какой - нет. На мне лежит техническая сторона вопроса. Но у моего напарника - огромнейший опыт, поэтому промашек обычно не бывает. Всегда работает очень ответственно, эта деятельность для Сергея - творчество, а не ремесло. И это очень важно. Мы, как профессионалы смотрим фильмы коллег по-особому, слышим, если в плохих проектах герой дважды берёт стакан, трижды закуривает одну и ту же сигарету. Что меня больше всего раздражает в работе? Плохо снятое кино! А вот то, что хорошо снято - всегда интересно озвучивать. Детали правдивы. После такой работы возникает ощущение реализованности своего слухового опыта и слуховой памяти. Одной из самых интересных работ для меня была запись фильма "Обитаемый остров"».
Юрий Елифтерьев: «Звук может меняться даже от настроек звуковых приборов на вещательном звуковом тракте телеканала. На различных радиостанциях, например, одна и та же музыка может звучать по-разному. Мы на киностудии делаем "кирпичи", из которых потом складывается готовый продукт - озвучка фильма. У нас есть колонки - это наш измерительный инструмент, на котором мы, как по лекалу, проверяем каждый звук. Потом отдаем эти "кирпичи" коллегам, и сами не знаем, какие из шумов войдут в фильм, а какие - нет».

По нашей просьбе, Сергей Эдгарович вспомнил несколько своих самых интересных работ.
Среди них — «Левша», где Фигнер придумал множество необычных предметов, механизмов и приспособлений. Также звукорежиссёру запомнился «Замок» Балабанова, вдохновивший Сергея деталями в виде печатных машинок и мелких, но красивых элементов, и «Трудно быть богом», где особое внимание было уделено звуку и картинке, которые режиссер сохранил в финальной версии фильма.Сергей Фигнер: «Что было сложно изобразить? Сложно бывает только чисто физически. В фильме "Трудно быть богом" персонажи ходили в кольчуге, которая весила 32 килограмма. Мне принесли её и сказали: "Необходимо, чтобы была эта кольчуга!" Я её надел, три минуты поносил и сказал: "Извините, я в этом ходить не могу". Тогда принесли другую, весом, наверное, раза в четыре меньше. Шесть килограмм - это уже более-менее...
В "Острове погибших кораблей" я оттанцевал за Райкина весь фильм, но когда фильм вышел - ни одного "шага" не осталось. Решили, что раз музыкальный фильм, то звуки шагов не нужны, и оставили так. Но бывает по-разному и иногда приглашают даже чечёточников. Так как танцуют в фильме "Зимний вечер в Гаграх" - я станцевать не смогу!
Или кинокартина "713-й просит посадку" - самолет должен был выбить шасси по асфальту. Понятно, что никогда нигде это не слышно будет. Самолет - 120 дицибелл, и так далее. Но зритель должен это услышать. И мы это делаем. Как? Не буду сейчас уточнять. Колесом как-то там шуршали. Это уже вопрос перезаписи, когда звукорежиссер делает акцент на этот звук.
В фильме "Моозунд", например, поворачиваются огромные пушки. Звукорежиссёр пытался записать это на площадке. Там так смазано маслом было всё, что вообще ничего не было слышно! Но нам нужно было сделать, чтобы в памяти зрителя осталась картинка со звуком. Поэтому, конечно же, иногда приходится грешить против истины, но это нужно для того, чтобы было эффектно».
При озвучании учитываются самые мелкие детали, например, то, что для людей разного возраста и пола обувь с каблуками звучит по-разному. Это называется - шаговая постановка. За годы работы Сергей Фигнер научился воспроизводить практически любые шаги и сейчас ему, как профессионалу, чтобы воспроизвести характер движения на видео необходимо совсем не много: «Для меня даже не нужно видеть ноги, достаточно увидеть плечи», - говорит звукорежиссёр.

Любимый предмет для озвучку Сергея - ЯУФ! Аббревиатура расшифровывается, как ящик упаковки фильмокопий. «В советское время при помощи этого предмета создавали звук захлопывания почти всех дверей машин, а также хождения по металлическим ступеням. Да много чего! Даже некоторые кинорежиссёры говорят, что этому предмету надо памятник ставить!», - делится Фигнер.

Сергей согласился показать нам некоторые интересные приспособления, которые он использует для извлечения звуков. Ряд из них был создан ещё в начале 30-х годов прошлого века, когда только появлялся кинематограф. Но многие используются до сих пор.
Попробуем угадать, какой звук мастер воспроизводит с помощью разных предметов:

Магнитофонная лента

Мешок с крахмалом

Чашечки
Во многих фильмах герои едят. И Сергею приходится озвучивать этот процесс за актёров. Использовать яблоки, огурцы, иногда даже алкоголь. При этом специалист всегда старается войти в образ персонажа и почувствовать его характер... Работа звукорежиссёра в кино — это непростой и многогранный процесс, и пока ни библиотеки звуков, ни искусственный интеллект не могут заменить живого профессионала. Поскольку эта деятельность требует не только технических знаний, но и творческого подхода, а также умения слушать и понимать режиссёра.
Хотя у каждого специалиста и существует собственная библиотека с набором основных звуков и какие-то записи берутся из неё, это не всегда удобно. «Мне чтобы пройти нужно 30 секунд, а чтобы найти подходящий шаг в архиве - часа два. Поэтому пройти гораздо быстрее. И каждый раз это неповторимо!», - делится своим мнением Сергей Фигнер.

Сергей Фигнер: «Раньше шумовики всё сами делали, вплоть до "выстрела"»
В разных странах профессия звукорежиссера имеет свои особенности, зависящие от культурных традиций, экономических условий и уровня технологического развития, но в целом процесс похож и российские специалисты очень востребованы за рубежом. Сергею доводилось делать фильмы не только с европейским, но и с азиатскими коллегами.«Люди с такой же профессией как у меня, имеют более узкую направленность, а на саунддизайнера, наоборот, перекладывается больше работы. Шумовики у них тоже есть профессиональные. Возможно это связано с тем, что раньше шумовики всё сами делали, вплоть до "выстрела", используя при этом резинку и папиросную бумагу», - рассказывает спикер.
Сергей Фигнер: «Чтобы стать шумовиком, необходимы чувство ритма, хороший слух и терпение»
Звукорежиссёру необходимо иметь множество навыков, таких как понимание принципов работы звукового оборудования, знание программ для обработки звука, умение различать тонкости звучания, чувствовать ритм и гармонию, способность создавать оригинальные звуковые решения, умение работать в команде и находить общий язык с разными людьми, внимание к деталям. О том, нужны ли ему ученики и что необходимо, чтобы стать профессионалом, Сергей говорит так: «Поскольку запись многоканальная - большое количество исполнителей не требуется. У меня были ученики. Моя дочка Юлия Фигнер сейчас работает. Для того, чтобы научится воспроизводить шум, необходимы чувство ритма, хороший слух. Само музыкальное образование не обязательно, но если оно есть, то это плюс. Необходимо терпение. Многое зависит от таланта и желания. Особенно от желания, потому что для некоторых эта работа кажется нудной и не интересной».О деятельности «Ленфильма», интересных профессиях, новых фильмах, планах и мероприятиях читайте в следующих материалах на портале «Культура Петербурга».
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться