Пресс-служба театра
Концерты

14 апреля - 14 апреля 2024

«Инфинитум Александра Скрябина»

«Петербург-концерт» и итальянский пианист-виртуоз Даниэле Буччо приглашают на российскую премьеру сочинений Марины Скрябиной.

14 апреля 2024 года на главной площадке «Петербург-концерта» в Екатерининском собрании состоится единственный музыкальный вечер «Инфинитум А. Скрябина». Совместный проект «Петербург-концерта» и неутомимого исследователя и популяризатора русской музыкальной культуры, виртуозного итальянского пианиста Даниэле Буччо впервые представит петербургской публике творчество младшей дочери Александра Скрябина, Марины Скрябиной.

14 апреля — памятный день для всех почитателей творчества Александра Николаевича Скрябина: в этот день в 1915 году великий русский композитор, пианист, поэт и мыслитель ушел из земной жизни, но его музыка, равно как и его философские идеи всеобщего объединения людей вокруг ценностей добра, света и искусства, — со временем звучат все символичней.

В программе единственного концерта в исполнении выдающихся музыкантов —  пианиста-виртуоза, профессора Римской консерватории (2011—2017), музыковеда Даниэле Буччо, приглашенной солистки Мариинского театра Елены Ушаковой (сопрано),  а также ведущих солистов-инструменталистов «Петербург-концерта», лауреатов международных конкурсов Олега Гречнева (труба) и Павла Бируна (валторна) прозвучат поздние фортепианные произведения, сонаты и этюды, а также два оригинальных, редко исполняемых романса Скрябина. Первый — для валторны: на его создание композитора вдохновило мастерство блистательного французского валторниста Луи Савара. Рукопись романса для сопрано была передана русским музыковедом Леонидом Сабанеевым выдающейся певице Нине Павловне Кошиц: она же и получила право исключительного исполнения этого произведения от Комитета Скрябинского общества в Москве. Впервые романс прозвучал для публики спустя год после кончины Скрябина, после чего многократно и с неизменным успехом исполнялся певицей в Европе и Америке. Нина Кошиц обладала лирико-драматическим сопрано совершенно необыкновенного, волнующего, горячего тембра — ее называли «Шаляпиным в юбке».

Кульминационное событие вечера — российская премьера оригинальных сочинений младшей дочери композитора, Марины Александровны Скрябиной.

«Марина Скрябина решающим образом определила восприятие творчества своего отца в Европе с помощью многочисленных радиопередач и популяризации идей своего дяди, литературного и музыкального критика Бориса Шлёцера, — комментирует Даниэле Буччо. — При этом с 1936 по 1955 год она и сама успешно занималась музыкальной композицией. Правда, ее сочинения до сих пор не изданы. Часть из них уже звучала в Европе, часть — нет. В Санкт-Петербурге и в России все эти произведения исполняются впервые».

14 апреля петербуржцы впервые услышат оригинальное сочинение Марины Скрябиной для сопрано и фортепиано Три псалма (№ 127, № 124 и № 131), а также две сонаты (№ 1, № 2).  В январе 1948 года Вторую сонату для фортепиано исполнила жена Бориса Шлёцера Маргарита Булиан, кстати, она была и первой исполнительницей Шестой сонаты Скрябина в 1936 году в Париже. В 1951 году Маргарита же аккомпанировала на фортепиано Жанне Фор-Бадар при публичном исполнении Псалма № 127 в Зале Берлиоза.

Исполнение «Вариаций» Марины Скрябиной станет настоящей мировой премьерой.

Даниэле Буччо является крупнейшим исследователем и популяризатором творчества Александра Скрябина. Как исполнитель и музыковед он посвятил себя творчеству оказавшихся под влиянием гения Скрябина петербургских композиторов Ивана Вышнеградского и Игоря Миклашевского. В 2014 году Даниэле Буччо нашел рукописи Марины Скрябиной, которые к тому времени еще не были каталогизированы. С этого момента исследователь представляет ее творчество на конференциях и в концертах.

Для Елены Ушаковой исполнение вокальных партий в сочинениях Александра и Марины Скрябиных является своеобразным дебютом. «Прежде я никогда не исполняла произведения Александра Скрябина и, конечно, предложение исполнить неизвестные вокальные произведения вызвало у меня большой интерес, — говорит солистка Мариинского театра. — Вспоминаю, как в детстве очень любила слушать пластинки из огромной коллекции моей мамы, пианистки и преподавателя музыкальной школы: на одной из них была изумительная Третья симфония — «Божественная поэма». Полная разных красок, мелодичная и глубокая музыка. Она запомнилась навсегда, проникла глубоко в душу, будоражит мое воображение, волнует и трогает сегодня».

Творчество Скрябина — несомненно выход за пределы исторического контекста в контекст общечеловеческий. Гениальный композитор и мистический философ, он мечтал, что приобщение человека к культуре и к ее высшим ценностям навсегда изменит мир, и, возможно, нам потребуется еще немало времени, чтобы осознать глубину его идей и приблизиться к их воплощению.

Подробная информация и билеты представлены на сайте «Петербург-концерта»: petroconcert.spb.ru.


Пресс-служба театра

Источник и правообладатель текста и фотографий «PRO.Культура.РФ» https://www.culture.ru

Другие события раздела

Классическое искусство
Музыка
Танцы
Народное творчество
17.05

Концерт «Узоры России»

Музыка
Джаз
Классическая музыка
17.05

Концерт «Кругосветное путешествие»

Классическое искусство
Современное искусство
Музыка
17.05

Золотой век музыки

Классическое искусство
Современное искусство
Музыка
Для детей
17.05

Концерт «Саундтреки Эйнауди»

Классическое искусство
Классическая музыка
Пушкин225лет
16.05

Концерт «Закрытие фестиваля «Пушкину посвящается». «Моцарт и Сальери»

Смотреть все