Фотографии предоставлены пресс-службой Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Интервью

Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед»

Источник: пресс-служба Театра-фестиваля «Балтийский дом». Правообладатель: Театр-фестиваль «Балтийский дом».

Опубликовано: 02 октября 2024 года

С 4 по 14 октября в Петербурге под лозунгом «Взгляд на Восток 2» пройдет XXXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». За годы существования в мероприятии приняли участие более 300 театров из 32 стран.

В 2023 году форум, впервые проходивший под девизом «Взгляд на Восток», познакомил петербуржцев с постановками Индии и Ирана. В этом году зрителям представят работы театров Китая и Южно-Африканской Республики, а также современные спектакли российской сцены.

В преддверии фестиваля портал «Культура Петербурга» встретился с Сергеем Шубом – заслуженным деятелем искусств России, генеральным директором Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Шуб_портрет 2.jpg

– Добрый день, Сергей Григорьевич. Каждый год фестиваль «Балтийский дом» удивляет зрителей. Расскажите, как отбираются спектакли для этого проекта?

– Это целая история. Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед. В нем всегда должны быть: первое, второе, третье и компот. Я имею ввиду, что проекту, во-первых, нужен спектакль для широкой публики, так сказать, хедлайнер. Во-вторых, какой-нибудь скандальный спектакль, поскольку шум всегда подогревает интерес. В-третьих, должна присутствовать и откровенно фестивальная постановка – не общедоступная, а экспериментальная, подчеркивающая перспективу развития фестиваля и театрального процесса в целом. Но это идеальный набор.

IMG_5585_3000.JPG

А в реальности происходит, как у хорошей хозяйки, пользующейся рецептом из старинной поваренной книги. Там ей рекомендуют: спуститесь в погреб, возьмите осетрину или вчерашний окорок... В нашем случае, наличие или отсутствие осетрины и окороков связано с рядом причин.

Во-первых, это финансы. Мы, слава Богу, не обижены вниманием Комитета по культуре и лично Фёдора Дмитриевича Болтина, который всегда держит руку на пульсе. Чувствуем его дружескую поддержку и заботу. За финансирование фестиваля мы должны сказать большое спасибо Комитету по культуре и Министерству культуры.

Во-вторых, важно, чтобы мы могли позволить себе привезти спектакль. Привезти постановку – это целая история, связанная с тем, чтобы театр, который мы хотим пригласить, мог приехать к нам в даты фестиваля, чтобы совпали наши финансовые возможности и т.д., и т.п.

Бывает, что в проекте есть два вторых «блюда» и ни одного первого. А распределить все фестивальные мероприятия гармонично – это целая наука.

– Расскажите об особенностях театральных трупп Китая и ЮАР, которые посетят Петербург в этом году.

– Политика, театральная в том числе, это искусство возможного. Сегодня мы с сожалением констатируем, что европейские театры – редкие гости у нас на фестивалях. Многие западные коллективы, в силу независящих от нас причин, отказываются от участия в проекте. Мы никому не закрываем дорогу на фестиваль, однако в имеющейся ситуации, естественно, открываем для себя и для наших зрителей другие географические и театральные места.

DSC_1885.jpg

«Взгляд на Восток» – это девиз фестиваля второй год подряд. Как выяснилось, это очень интересное направление не только в этнографическом и историческом аспекте, но и по части театрального искусства. Вся жизнь здесь неразрывно связана с традициями, религией, верованиями, культами. Все это, конечно же, проникает и в профессиональный театр. Это целый театральный язык, театральная история, не всегда знакомая нашему зрителю. Мы открываем для него новые горизонты и смотрим дальше.

Так, в прошлом году мы представили индийский театр, где были постановки в привычной для нас музыкальной форме, похожей на индийское кино, а были и откровенно танцевальные спектакли, очень аутентичные, во время которых публика с упоением приплясывала вместе с артистами. Одновременно был профессиональный, в нашем понимании, театр.

Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед» 1
Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед» 2
Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед» 3
Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед» 4
Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед» 5

Участники XXXIII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» «Взгляд на Восток» 2023. Источник: пресс-служба Театра-фестиваля «Балтийский дом». Правообладатель: Театр-фестиваль «Балтийский дом».

В этом году «Взгляд на Восток 2» связан с искусством Южно-Африканской Республики. Это, пожалуй, самый малоизученный нами континент. Хотя Юг Африки – это та территория, которая исторически осваивалась белыми людьми. Здесь проходили знаменитые англо-бурские войны, об этой стране писал в своих романах Вальтер Скотт… Здесь существует профессиональный театр, где работают белые и цветные актеры, а также смешанные трупы. Они создают спектакли вполне в европейской традиции, по хорошей, всемирно известной драматургии. Один спектакль такого рода – «Гамлет» компании Abrahamse & Meyer Productions (Кейптаун, ЮАР) – мы привозим на фестиваль. Этот проект интересен еще и тем, что почти все роли в нем играют мужчины, как и когда-то в традиционном шекспировском театре.

untitled-98.jpg

Кроме того, на фестивале мы представим два спектакля этнического характера от African Tree Productions (Йохансбург, ЮАР), связанные с традиционным искусством. Среди проектов моноспектакль «Будь лучшей собакой» и постановка «Система». Актеры играют в неожиданной для нас манере, сверх-проживания, и это вдвойне интересно.

IMG_27605.jpg

Будет у нас замечательный спектакль из Китая «Чудный мир гор и морей» (Чжэцзянский драматический театр). Шоу, в котором используется огромное количество техники, спецэффектов, и в то же время имеющее тонкий сюжет, рассказывающий о мифологии и истории Поднебесной. Уверен, работа станет сенсацией – такого в Петербурге и России еще не видели.

DSC_0158.jpg

В продолжение китайской программы будет представлена премьера «Балтийского дома» «Влюбленный носорог» по пьесе современного китайского драматурга Ляо Имэй. Ее сыграют наши молодые артисты под руководством такого же молодого режиссера Валерия Степанова.

IMG_6104_3000.jpg

Очевидно, что фестивалю интересно представить и современный отечественный театр. Мы выбрали три проекта, поставленные «тремя поколениями российской режиссуры». Старшее поколение будет представлять патриарх российского театра, ученик Георгия Александровича Товстоногова народный артист России Кама Гинкас, принимавший участие почти по всех наших фестивалях. Он привезет премьеру «Записки покойного Белкина» по известным повестям Александра Сергеевича Пушкина. Это не только дань 225-летнему юбилею поэта, но и самому Гинкасу, ведь Пушкин необычайно близок и дорог ему.

1M1A4995.jpg

Среднее поколение представит известный режиссер Андрей Прикотенко. Наш петербуржец, который сегодня работает в Новосибирске, руководит театром «Красный факел». Этот режиссер привезет также хрестоматийную классику – «Мертвые души» по мотивам произведения Николая Васильевича Гоголя.

Мертвые души_арт. Ирина Кривонос, Андрей Яковлев (2).jpg

А откроет фестиваль спектакль молодого режиссера Антона Фёдорова, созданный театральным агентством «Арт-партнер XXI». Мастер, хорошо известный в городе на Неве, покажет «Мадам Бовари», поставленную по роману Гюстава Флобера.

DUB_9444.jpg

Сейчас я рассказал о театральной программе фестиваля. Если продолжить обеденную аналогию, спектакль - это котлета. Но в тоже время очень важно, что будет на гарнир. Вы знаете, в хорошем ресторане гарнир даже важнее, чем основное блюдо.

В нашем фестивале дополнительная программа будет не менее обширной, чем основная. 5 октября мы устроим творческую встречу с двумя уже упомянутыми мной режиссерами: Камой Гинкасом и Андреем Прикотенко под заголовком «За/чем мы ходим в театр?». Вместе с Институтом Конфуция при нашем университете (СПБГУ) мы готовим режиссерскую лабораторию, где пройдут читки четырех китайских пьес 1920-30 годов. С кинотеатром «Великан Парк» проведем программу «Кино ЮАР», где будут показаны четыре современных Южно-Африканских фильма. Затем пройдет очень важное событие на площадке Государственного Эрмитажа – круглый стол «Многоязыкая классика. Современный театр: ценности, опыт, рефлексия».

В нашем проекте зритель увидит много классики. В этом году будет и Шекспир в интерпретации Южно-Африканского театра, и спектакли, основанные на историях, связанных с традиционными и современными китайскими текстами, и Флобер, и Пушкин, и Гоголь. На круглом столе состоится разговор о том, что такое классика, в каких контекстах она возникает. Кроме того, мы уверены, что между участниками фестиваля будут установлены всяческие контакты, новые дружеские и профессиональные связи, без которых ни один фестиваль не обходится.

– Для чего, на Ваш взгляд, существует Театр? Какие ценности несет? Какую эмоцию Вы желаете дарить зрителям?

– Театр существует для того, чтобы были полные залы. А полные залы будут, если мы отвечаем чаяньям, которые есть у большинства зрителей, приходящих в наш тысячный зал.

Востребованность искусства, театра, культуры, которая есть у массового зрителя, со временем меняется. Скажем, в 70-е, 80-е годы была острая потребность в социальном высказывании. Например, когда Сергей Юрский в спектакле Георгия Товстоногова «Горе от ума» играл Чацкого, на сцене висел лозунг «И черт догадал меня с моим умом и талантом родиться в России». Эта фраза была сказана Пушкиным в одном контексте (он никогда не был за границей). В спектакле же, где использовали цитату, был молодой, рассерженный Чацкий, вокруг него – бюрократическое костное общество. Зритель видел абсолютно современную постановку с хорошими артистами, созданную командой Георгия Товстоногова. Но прежде всего работа привлекала социальной остротой.

IMG_5635_3000.JPG

Мне кажется, сегодня у публики совсем другие  потребности в театре. Мой друг Римас Туминас, ушедший из жизни, говорил, что сегодня зрителю нужна Арина Родионовна, которая расскажет сказку на ночь, чтобы на следующее утро захотелось проснуться и были силы жить. То есть сегодня, по ему мнению, зрителю нужна сказка. Театр сам является сказкой. Почему мы сейчас ставим «Таню» Арбузова, пьесу советского периода, «Покровские ворота» Зорина, или, скажем, «Девчат»? Потому что вся советская драматургия была такой сказкой. Но человеку нужна сказка! И тогда, и сегодня. Как сказала мне когда-то давно замечательный театральный критик Инна Натановна Соловьёва, недавно ушедшая из жизни: «Деточка, искусство не должно отражать жизнь. Искусство должно давать жизни те витамины, которых ей не хватает». Сегодня, как никогда, в искусстве важна востребованность этих специальных витаминов, которые восполняют дефицит человечности, добра, веры, гуманизма. Нужны средства, способные противостоят некому расчеловечиванию, захватывающему весь мир. Важно, чтобы люди оставались людьми. Мне кажется, сегодня миссия театра в этом. И такой театр я и пытаюсь строить в «Балтийском доме».

– Когда Вы смотрите спектакли театров-участников фестиваля, бывает ли, что какие-то необычные решения хочется перенести на нашу сцену?

– Нет, я считаю, что настоящий спектакль, который трогает, неповторим. Настоящее искусство непереносимо, неповторяемо. Вы знаете пьесу «Отелло»? Там белая женщина полюбила мавра. В итоге вышла страшная история – он ее задушил. И был гениальный спектакль Люка Персеваля – это знаменитый немецкий режиссер, он, кстати, ставил у нас в театре «Макбет». В его «Отелло» было одно из самых гениальных оформлений. Два рояля: один – белый, а другой – черный. Белый рояль лежит ножками вверх, а сверху на нем стоит черный. И на нем играет пианист. Как это можно перенести? Можно только поражаться гениальности этого решения. Поэтому нет, это же не арифметика. Искусство неповторимо, в том числе и театральное.

– В фестивале принимают участие театры из России, Китая и  ЮАР. Можно ли выделить какие-то общие тенденции в современном театре, темы, важные для всех? Или у каждой национальной труппы это что-то свое в зависимости от культурных особенностей?

– Когда мы говорим о таком экзотическом континенте, как Африка, конечно же, затрагивается наследие апартеида. Так фестивальный спектакль «Система» рассказывает о четырех мужчинах и одной женщине, которые бегут из южноафриканской тюрьмы. «Чудный мир гор и морей» (хотя это скорее мультимедийное или цирковое шоу, чем классическая постановка) основан на верованиях, мифах Китая – одной из древнейших цивилизаций.

_1NB5489.jpg

Сегодня идут достаточно мощные процессы европеизации, и стоит вопрос сохранения своей фольклорной традиции. Вот почему так важно наше знакомство с культурой Востока, которую мы знаем лишь «по верхам». Важно соединение нашего европейского понимания культурного процесса с восточным.

Что поражает и потрясает больше всего в этом мире? Как сказал Кант: «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Что поражает? Бесконечность вселенной. И, с другой стороны – совесть. То, что отличает нас от животных – нравственный закон, вера. На чем зиждется искусство? На вере. На чем держится все остальное? Это звездное небо над нами – вселенная. Вот две вещи, которые поражают. Одна лежит в основе и математики, и физики, и всего нашего постижения мироздания. А вторая лежит в основе искусства. Потому что оно про душу, про нравственные законы внутри нас.

DSC_1208.jpg

Также читайте:
Сейфемо Моцвири: «Рассказывать истории — это наша миссия»

Сейфемо Моцвири: «Рассказывать истории — это наша миссия»

Фред и Марсель: «Основной акцент в этой пьесе был сделан на ее вневременность»

Фред и Марсель: «Основной акцент в этой пьесе был сделан на ее вневременность»

 

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра-фестиваля «Балтийский дом».

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Многонациональный Петербург
31.01

Гастроли, премьеры, миссия и будущее «Шалома»: Олег Липовецкий

08.02

Сергей Перегудов: «Там все стихи такие дерзкие, острые, воспаленные»

Диктант
02.02

Марина Москвина считает, что написать текст для Тотального диктанта – это цирковой номер

31.01

Юрий Лаптев: «Мой Петербург – столица Российской империи»

Блокада Ленинграда
Великая Отечественная война
Театр
27.01

Иван Краско: «Я очень хорошо помню 1941 год»

Смотреть все