Заставка - фото: unsplash.com
Искусство

02 июня 2023 года

Образы народов России, отраженные в фарфоре

5 июня 1744 года в Петербурге по указу Елизаветы Петровны была основана Невская порцелиновая мануфактура – первое в России предприятие по производству фарфоровых изделий, сегодня известное как Императорский фарфоровый завод. Первый сервиз для императрицы был изготовлен на мануфактуре в 1756 году.

В связи с этим, мы решили вспомнить, как в фарфоре отобразилась тема национального многообразия России и не только! 

Как фарфор попал в Россию


Мода на фарфор в Россию пришла благодаря императору Петру I. В 1712 году он посетил  дворец короля Пруссии «Ораниенбург», где увидел две палаты «в китайском стиле». По возвращению домой, Петр I заказал такой же «уголок Востока» в своем дворце "Монплезир". Именно для него Россия впервые закупила большую коллекцию китайского фарфора.
Дворец «Монплезир». Источник: peterhofmuseum.ru

Приоткрыть завесу тайны над технологией изготовления «белого золота» удалось лишь четверть века спустя, в результате исследований выдающегося российского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. Он заново изобрел формулу фарфора.

В 1744 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить первую «Порцелиновую мануфактуру» по производству фарфора в 10 километрах от Петербурга на берегу Невы. Эта дата считается отправной точкой в истории изготовления этого материала в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться и в нашей стране. Впоследствии мануфактуру переименовали в «Императорский фарфоровый завод». 

Основным заказчиком фарфора в России стала императорская семья. Одна из ключевых тем российский фарфоровой пластики в течение веков - это тема создания образов представителей разных национальностей.

Африканские мотивы и первые годы фарфора в России 


В первые годы существования Императорского фарфорового завода были популярны скульптуры африканцев. В конце XVIII века начались политические контакты России и африканских стран, в то время Российская империя рассчитывала заручиться поддержкой правителей Марокко, Египта и Туниса в противостоянии с Османской империей. Тогда же были образы арапчат в европейском или турецком платье, которые дополняли скульптурные композиции.
«Арап и Арапка». Фарфоровая статуэтка Императорского фарфорового завода в Спб. — 1770-е годы (Собрание Эрмитажа)

В это же время арапы появились в российском императорском дворце. Если они принимали присягу на верность России и переходили в христианскую веру, то, подав соответствующее прошение в Министерство императорского двора, арапы могли поступить на службу при дворе. Со временем для них создали особую штатную должность – «Арабы Высочайшего двора». На их форму выделялись огромные суммы из государственной казны. Эту традицию ввел Петр I, нарядив придворных арапов в кафтаны, камзолы и красные суконные штаны с позументом (тесьмой). При императоре Александре III парадное обмундирование арапов было самым дорогостоящим из всей придворной челяди и могло оцениваться в несколько сотен рублей. В гардеробе каждого такого слуги была одежда повседневная, выходная, вояжная, парадная и траурная. Арапам полагались подарки к Рождеству и Пасхе, казенная квартира и специальное питание.

Автор модели: Жан-Батист Вистарини. Середина XVIII в. Невская порцелиновая мануфактура, Санкт-Петербург

Серия фарфора «Народы России» в XVIII веке 



Первое в истории русского фарфора обращение к национальному сюжету относится к правлению Екатерины II. Король Пруссии Фридрих II подарил ей сервиз, изготовленный на Берлинской фарфоровой мануфактуре. В комплексе настольного украшения помещалось изображение императрицы Екатерины II, сидящей на троне, в окружении подданных Российской империи и пленных турок.
Екатерина II в окружении русских народностей и пленных турок (1770—1772 гг.). Авторы моделей В.Х.Мейер и Ф.Э.Мейер. Фото: Wikipedia user Shakko

В ответ Екатерина Великая повелела выпустить собственную серию фарфоровых статуэток «Народы России». В 1779 году на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода был приглашен французский специалист Жак-Доминик Рашет (в России приобрел имя Яков Иванович Рашет). Он занялся этим проектом. 

Под его руководством в 1780-1790-е годы в фарфоре была создана серия «Народы России». Прототипами моделей послужили иллюстрации из книги немецкого ученого и путешественника Иоганна-Готлиба Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей» (СПб., 1776-1777), а также гравюры М.И. Козловского и Ж.-Б. Лепренса.
Автор модели: Рашетт, Жак-Доминик Скульптура «Киргизка». По иллюстрации книги Иоганна-Готлиба Георги.

Работа Георги стала первым сводным этнографическим описанием России. Екатерина II высоко оценила его труды, подарила ему золотую табакерку и повелела напечатать книгу «за счет кабинета, но в пользу автора».
Автор модели: Жак-Доминик Рашетт. Скульптура «Казанский татарин» из серии «Народности России». По иллюстрации книги Иоганна-Готлиба Георги.

В настоящее время известно 32 произведения из екатерининской серии «Народности России», включающие 29 одиночных фигур и 3 групповые композиции. Фигуры в национальных костюмах представляли как этнический тип, так и род занятий разных народов Российской империи.

В 2022 году Эрмитаж, Русский музей, АО «Императорский фарфоровый завод» и АО «Ямалтрансстрой» решили «дополнить» группу новыми фигурками: «Баба татарская (барабинская)», «Казак» и группа «Коряки».



Вторая серия фарфоровых скульптур «Народы России»



Фарфоровое производство получило дальнейшее развитие, благодаря деятельности частных предприятий, Гарднера и Попова, которые пытались «заместить» иностранный фарфор в России. 
В 1870-е годы на заводе Гарднера в Дмитровской губернии было предпринято создание второй серии скульптур «Народы России» из раскрашенного бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. Бисквитный фарфор с XVIII века используется как популярный материал для изготовления фигурок, украшений, скульптур и прочих предметов, не нуждающихся в глазури для защиты поверхности. Его поверхность может быть обработана красителем, как обычный фарфор.

После революции 1917 года и национализации фарфорового предприятия Гарднера, входящего в Товарищество М.С. Кузнецова, несколько десятилетий еще выпускались статуэтки по моделям царской России, но уже с новыми советскими клеймами.

Модели фигур были выполнены по цветным иллюстрациям из книги «Этнографическое описание народов России», созданной членом Русского географического общества Густавом-Теодором Паули. Выход этого фундаментального издания был приурочен к празднованию тысячелетия России, с размахом отмечавшегося в 1862 году. Произведение было издано на французском языке, в нем представлены народы Европейской России, Кавказа, южных губерний, Сибири, Камчатки, Русской Америки. Издание стало единственным за 50 лет этнографическим описанием всех российских народов, появившимся в стране после Отечественной войны 1812 года. До этого труда изображения этнографических типов России публиковались в единичных изданиях: в классическом сочинении И.Г. Георги («Описание всех в Российском государстве обитающих народов»), а также в альбомах «Народы России» К. Рехберга и «Бытовые сцены, пейзажи, обычаи и костюмы Кавказа» Э. Штакельберга. 

Интересно, что в серии Гарднера-Кузнецова из фарфора представлены не только образы коренных народов России, но и представителей различных диаспор – греков, болгар, курдов и других. Для фигур этой серии, в отличие «Народов» Рашетта XVIII века, характерны большее однообразие в пластике и акцент на экзотике национальных костюмов.
Эстонцы. Латыши. Киргизка и киргиз. Цветные литографии из книги «Этнографическое описание народов России». Источник: egmuseum.ru
Скульптуры из серии «Народы России». Завод Гарднера, Дмитровская губерния, с.Вербилки. Конец XIX века. Бисквит, роспись. Фото: egmuseum.ru

Третья серия фарфоровых скульптур «Народности России» 



Серия фарфоровых статуэток, рассказывающая о народах нашей страны, выпускалась российским Императорским фарфоровым заводом (ИФЗ) с 1907 по 1917 годы, и стала самой масштабной серией работ на эту тему. Проект был начат в 1907 году по инициативе императора Николая II и приурочен к празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 году. 

Начальная работа по подготовке концепции легла на директора завода барона Н.Б. Вольфа. Эту серию создавали с опорой на новейшие для того времени этнографические исследования, а также на результаты первой всеобщей переписи населения 1897 года — именно она послужила критерием составления списка. В качестве консультанта на завод был приглашен директор музея Антропологии и Этнографии академик В.В. Радлов. Он следил за точностью воспроизведения костюмов и типажей. С антропологической и этнографической точки зрения эта работа является наиболее достоверной и представляет собой ценный исторический материал.

Руководство проектом было поручено скульптору Павлу Каменскому (1858—1922), много лет служившему в должности заведующего бутафорской мастерской императорских театров. Ему помогала команда формовщиков и живописцев — Анатолий Лукин, Павел Шмаков, Иван Зотов, Андрей Дитрих, Людмила Мидина и др. Роспись большинства фигур была осуществлена художницей Марией Герцак.
Автор модели: Каменский, Павел Павлович (1858-1922) Скульптура «Бурят» и «Бурятка» из серии «Народности России». Нач. 20 в. Фото: hermitage.ru

Многочисленная серия была призвана проиллюстрировать все народности, проживавшие на территории Российской империи, и таким образом подчеркнуть величие страны. Образцами для художников служили экспонаты и манекены Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого и этнографического отдела Русского музея императора Александра III. 
Автор модели: Каменский, Павел Павлович (1858-1922) Скульптуры «Якут» и «Якутка» из серии «Народности России». Нач. 20 в. Фото: hermitage.ru

При реализации проекта было изготовлено 146 форм для отливок. К 1915 году почти все существующие на данный момент модели были готовы. Фигуры исполнялись с надглазурной и подглазурной росписью, в двух размерах. Музеи получили копии моделей, а уменьшенные в два раза статуэтки поступили в продажу (около 18—19 см высотой). У подлинных скульптур на внешней стороне оснований вытеснены факсимиле скульптора и дата. На внутренней поверхности располагается название модели, которое процарапано от руки. Марка нанесена по трафарету хромом — это шифр Николая II под короной с датой и годом исполнения данного экземпляра, над ней находятся рукописные инициалы или полное имя скульптора формовщика.
Автор модели: Каменский, Павел Павлович (1858-1922) Скульптуры «Мордовка племени Мокша» и «Аворская женщина» из серии «Народности России». Нач. 20 в. Фото: hermitage.ru

После 1917 года в Советской России статуэтки изготавливали снова для продажи и дипломатических подарков. Так в 1930-е их в уменьшенном размере выпускал переименованный Ленинградский фарфоровый завод.

В наиболее полном виде серия представлена в Музее фарфора Государственного Эрмитажа, в коллекции же Российского Этнографического музея находится часть серии из 47 фигур. В 2013-2014 годах сотрудники Российского этнографического музея и Музея антропологии РАН (Кунсткамера) подготовили выставку «Образы народов России» к 400-летию Дома Романовых. На этой выставке фарфоровые скульптуры народностей были представлены рядом с аутентичными этнографическими костюмами из музейных фондов: круг замкнулся.

Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922) Скульптуры «Лезгин» и «Айн» из серии «Народности России». Нач. 20 в. Фото: hermitage.ru

В 2007 году Императорский Фарфоровый Завод начал повторный выпуск знаменитой серии «Народности России». В 2019 году к его 275-летию мастера восстановили все 74 скульптуры коллекции (А.А. Данилов, Г.А Белаш, А.П. Трофимова, С.В. Плахов, С.М. Яшников, О.М. Грушина).

Четвертая серия фарфоровых скульптур «Народности. Коллекция XXI»

Для Императорского фарфорового завода и сейчас крайне интересным направлением является реализация проектов, посвященных истории и культуре народов России и зарубежья, самобытным традициям, литературным, археологическим и архитектурным памятникам. В этих работах органично переплетается прошлое и современность. Помимо возрождения коллекции по моделям П.П. Каменского, художники и скульпторы Императорского фарфорового завода ведут работу над продолжением серии, создавая в фарфоре новые образы народов, населяющих Россию.

В 2012 году был начат проект «Народности. Коллекция XXI». Первыми скульптурами возрожденной серии стали фигуры народностей Ямало-Ненецкого автономного округа — ненцев, селькупов и хантов, при этом, коллекция была дополнена фарфоровыми скульптурами не только взрослых, но и детей. Продолжая традиции начала XX века, скульптор Анатолий Данилов разрабатывает новые художественные образы, консультируясь со специалистами по этнографии.
Ненцы. Скульптор А.А. Данилов, фарфор, ручная надглазурная полихромная роспись, ИФЗ, 2012 г.

В 2017 году были созданы фигуры «Казанский татарин» и «Казанская татарка». Модель и роспись скульптурной пары, представляющей зажиточных казанских татар второй половины XIX века, скульптор А.А. Данилов и живописец О.М. Грушина исполнили по эскизам Р.В. Мингазова. Основой для создания скульптур послужили этнографические экспонаты, представленные в Национальном музее Республики Татарстан (Казань), наиболее полно освещающие данный период.


Почитать




Дополнительное чтение

   
Этнографическая фотография в России
Многонациональный Петербург

Этнографическая фотография в России


Народы России в документальном кинематографе
Год культурного наследия народов России
Многонациональный Петербург

Народы России в документальном кинематографе


Национальные игры народов России
Год культурного наследия народов России
Многонациональный Петербург

Национальные игры народов России






Заставка - фото: unsplash.com

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Выставки
Интервью
10.06

Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей

Многонациональный Петербург
05.04

Народы мира и их сказки глазами отечественной анимации

Выставки
01.06

Эрмитаж посетил «настоящий» Мюнхгаузен

История Петербурга
Искусство
28.05

Летний сад в картинах Русского музея

Смотреть все