Заставка: М.В. Юдина (в центре) на встрече с преподавателями и учащимися «училищной части» Музыкальной школы для взрослых (Ленинград, 1943). Архив СПб ГБОУ ДОД «СПб ДМШ им. Н. А. Римского-Корсакова» / wikipedia.org
История Петербурга

01 сентября 2022 года

День знаний в мире культуры

Сегодня, в День знаний, мы хотим поговорить о городских школах искусств. Значение их в процессе воспитания личности трудно переоценить, а в культурной странице это образование обретает особое значение.

Знаете ли вы, что сконструированная и отлаженная в советские годы государственная система дополнительного образования в области искусства не имеет аналогов в мире? Цель ее — не только выявление и подготовка для дальнейшей профессиональной учебы одаренных детей, профориентация, эстетическое развитие растущей личности, но и воспитание будущего квалифицированного зрителя и слушателя. Даже если ребенок не станет звездой, обучение в такой школе обогатит дополнительными знаниями и навыками, научит понимать произведения искусства, сформирует вкус, даст приятное хобби, лучшее средство от депрессии, повысит общий уровень интеллектуального и нравственного развития. И потом, как в знаменитом монологе М. Жванецкого, вы когда-нибудь услышите в свой адрес: «Возможно, Вы даже культурнее нас — Вы знаете ноты».

Современные школы искусств

Сегодня работает 65 государственных детских школ искусств, из которых:

  • 23 музыкальных;
  • 15 художественных;
  • 27 комбинированных школ искусств.

29 — носят имена великих деятелей искусства, тесно связанных в разные годы с культурной жизнью Петербурга.

Несмотря на единые стандарты руководства этой системой, каждая петербургская школа уникальна — своей историей, творческими традициями, педагогическим почерком. В этих школах работают настоящие энтузиасты, воспитавшие сотни знаменитых музыкантов, артистов и художников. И сегодня педагоги ежедневно дарят детям свою энергию и знания.

Очень хочется рассказать о каждой из этих школ, но сегодня остановимся лишь на нескольких. Это старейшие учебные заведения, заложившие методический фундамент и высокие стандарты петербургского дополнительного образования детей в области искусства.

Первая музыкальная школа Петербурга

Началось все два века назад, когда под императорским покровительством и по инициативе М. А. Балакирева и Г. Я. Ломакина в 1867 году открылась первая частная бесплатная музыкальная школа. Она задумывалась как образовательная и концертная организация, а поступить сюда могли жители города без возрастных и социальных ограничений. Концерты воспитанников этой школы стали способом пропаганды новой русской музыки. Вот они — самые действенные способы продвижения.

После революции преемницей этого учреждения стала первая государственная музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова, открытая в 1918 году.

22 июня 1941 года в музыкальной школе имени Н.А. Римского-Корсакова прошел последний экзамен, но педагоги, не ушедшие на фронт, сделали все, чтобы продолжить уроки. И занятия не прекращались ни на день, став символом мужества, надежды и веры в спасительную силу культуры. Именно сюда в те страшные годы пришла учиться будущая звезда оперной сцены Галина Вишневская. При отсутствии тепла и освещения оттачивались гаммы, разучивались пьесы и брались высокие ноты. Сейчас сложно представить, как это возможно. Школа объединила всех педагогов музыки блокадного города, давая возможность выжить, занимаясь любимым делом. Их жизнь дает нам однозначный ответ на вечный вопрос философии о первенстве бытия или сознания.

Первая школа искусств для детей

После снятия блокады музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова переехала в здание на ул. Некрасова, 4. Здесь же было открыто и детское отделение, принявшее около 200 детей освобожденного Ленинграда, а вскоре преобразованное в ДМШ Дзержинского района. Сегодня она считается старейшей детской школой и преемницей легендарной блокадной школы имени Н. А. Римского-Корсакова. Сегодня это школа искусств имени С. В. Рахманинова. Помимо музыкального есть также театральное отделение.

Эта школа — ровесница Победы. Весной 2020 года она планировала отметить свой юбилей серией концертов, которым, к огромному сожалению, не суждено было случиться. Исторические параллели о спасительной энергии искусства, увы, не в пользу современности.

Тем не менее, сейчас, в преддверии нового учебного года, мы присоединяемся к искренним поздравлениям педагогического коллектива школы, который создает невероятную атмосферу тепла и любви к музыке, согревая души детей великой силой искусства, как и 75 лет назад!

Первая художественная школа

Антоновская школа — еще один из символов петербургского культурного пространства, колыбель и хранительница лучших традиций художественного образования в России.

История дополнительного художественного образования началась в 1918 году. По инициативе Наркома просвещения А. В. Луначарского на Литейном пр., 20 была открыта бесплатная художественная школа — «Курсы рисования и черчения». Ее первыми учениками стали рабочие и красногвардейцы разных возрастов. Целью обучения была подготовка кадров для советской промышленности и строительства.

Сейчас это Санкт-Петербургская городская детская художественная школа имени Г. Н. Антонова — старейшее учреждение дополнительного художественного образования в России. Талантливые педагоги из поколения в поколение передают традиции, делятся секретами мастерства, учат профессиональному подходу и создают душевную и творческую атмосферу в классах.

Долгие годы директором школы был талантливый и харизматичный Георгий Николаевич Антонов. Он скрупулезно собирал педагогов-единомышленников — и это стало залогом многолетнего успеха школы. Секрет гениально прост: многие выпускники возвращались сюда преподавать и бережно передавали мастерство, сохраняя методические традиции и атмосферу, ради которой им самим когда-то не хотелось уходить из классов до позднего вечера.

О важности дополнительного образования для детей

Смысл дополнительного образования еще и в том, чтобы быть отдушиной для ребенка, местом, где нет суеты и давления, где можно созерцать и размышлять, учиться понимать язык искусства, делать что-то своими руками и получать от этого наслаждение. Здесь все должно быть не так, как в общеобразовательной школе.

Харизма учителя, его увлеченность и страсть, терпение и прозорливость, тепло его души, оценка во взгляде, а не в баллах, совместное творчество, первые успехи — вот что увлекает ребенка в мир искусства с детства и навсегда, обеспечивая блестящие результаты обучения.

А знаете, что самое ценное в наших школах искусства? Почему в этих стенах юные таланты вырастают в успешных и знаменитых художников, артистов, музыкантов и просто счастливых людей? Главное — бережное сохранение особого способа передачи мастерства: «из рук в руки», когда твой смычок или карандаш направляет увлеченный и терпеливый мастер, помогая взглядом и вибрациями души. И этот метод — единственно истинный…

Заставка: М.В. Юдина (в центре) на встрече с преподавателями и учащимися «училищной части» Музыкальной школы для взрослых (Ленинград, 1943). Архив СПб ГБОУ ДОД «СПб ДМШ им. Н. А. Римского-Корсакова» / wikipedia.org

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Балет
Виртуальная выставка
27.03

Президентская библиотека приглашает в виртуальное путешествие в мир русского балета

Эрмитаж
17.02

Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения

07.02

Российская академия наук празднует 300-летие

Всеволод Мейерхольд
10.09

Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри

Что посмотреть в музее русской драмы в Александринском театре: залы, экспозиции, коллекции. История создания музея Александринки.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

 Рассказываем историю знаменитой Александринки

Смотреть все