Фото редакции Портала Культура Петербурга
История Петербурга

18 мая 2022 года

История судомоделизма в коллекции Военно-морского музея

Интерес к моделированию судов в России начался с Петра I. Он сам проектировал будущие корабли, делал чертежи и деревянные модели. К 350-летию императора сотрудник Центрального военно-морского музея Дмитрий Анатольевич Попарев рассказал о том, как развивалась история судомоделирования от древних времен до наших дней, а также об уникальных экспонатах, хранящихся в коллекции музея, на примере которых можно узнать, как выглядели модели судов, из каких материалов и для чего они создавались.


История судомоделизма, как и многих классических искусств, начинается еще в первобытную эпоху. В своем труде «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма» Орацио Курти, упоминает, что археологи находили примитивные модели лодок (детские игрушки) еще на стоянках первобытного человека. Древней Египет, этрусски, древняя Греция — эти цивилизации оставили нам многочисленные модели судов, изготовленные из разных материалов (терракоты, дерева золота, серебра) и имевшие, как правило, культовое назначение.

Книга О. Курти «Постройка моделей судов» (издательство «Судостроение», 1977 г.) до сих пор является одной из лучших работ по истории мирового судомоделизма и судостроения. Фрагментарно она была воспроизведена в пятитомнике «История отечественного судостроения».

Модели кораблей, выполненные на высочайшем профессиональном уровне, принадлежат к числу памятников культуры и произведениям искусства, составляющим коллекции многих морских музеев мира.

Обладателем одной из крупнейших коллекций на сегодняшний день является Центральный Военно-морской музей императора Петра Великого в Санкт-Петербурге.

Судомоделизм, как ремесло, смыкающееся с высоким искусством, развивался в тех странах, где было собственное судостроение, военный и торговый флот. Именно Петр I, занимаясь созданием флота в России, обращает внимание на модели судов.

Яхта «Дружба». Фото: navalmuseum.ru

 

В начале XVII века в Чатеме (Лондон), как указывает О. Курти, комиссар доков Финеас Петт начинает «изготавливать официально» первые модели английских судов. С этого времени отсчитывается строительство моделей для получения судостроительных практик — опытов по расчету и моделированию непосредственно корпуса корабля.
Модели, вероятнее всего адмиралтейские и стапельные, становятся своеобразным эталоном строительства корабля. Неслучайно Петр, основывая Модель-камору и перенимая, в первую очередь, британский опыт судостроения, напишет в указе от 1709 г.: «в назидание потомству, модели и чертежи кораблей хранить вечно». Появляются «полумодели», демонстрирующие разрезы корпусов по диаметральной плоскости (линии киля) корабля, с правого или левого бортов.
Полумодели имели, как правило, функциональное проектное назначение: показать конструкцию набора корпуса корабля, представить будущий корпус в уменьшенном в масштабе — обычно 1: 48. Корабельные мастера продолжают создавать полнокорпусные модели кораблей.

В коллекции Центрального военно-морского музея представлен такой образец. Это модель 80-ти пушечного корабля «Св. Андрей», изготовленная в 1716 году его строителем, корабельным мастером Ричардом Рамсом. Он приехал в Россию по приглашению Петра и до своей кончины в 1730 году уже не покидал ее. Модель целиком изготовлена из дуба, благодаря высокому качеству древесины она не подвергалась реставрации.

Корабельный мастер, а сам Петр I таким мастером и был, проектируя корабль, рассчитывал силовые нагрузки корпуса, отношение ширины к длине, обводы — то есть, те самые, как говорили тогда, «добрые пропорции», предполагаемое количество орудий, парусность и т. п. Попутно вычерчивались чертежи — элементы конструкции корпуса: шпангоуты, бимсы, пиллерсы, детали штевней, киля и непосредственно теоретический чертеж. Математические расчеты корпусов с элементами стандартизации судостроения и привлекли Петра в Англии. Известно, что именно этих компонентов судостроения и не нашел Петр в Голландии, работая на верфи в Саардаме.

Модель английского 50-ти пушечного корабля IV ранга «Седжмур». Фото: navalmuseum.ru

 

В Центрального военно-морского музея демонстрируется модель шнявы «Наталия», начатая и не достроенная Петром. В сравнении с представленными на экспозиции британскими моделями «Наталия» выглядит достаточно грубо, но эта незаконченная модель показывает, что в подобных практиках корабельного мастера интересовал, в первую очередь, корпус, — его пропорции, обводы и силовой расчет. Корпуса изготавливались из древесины, и практики корабельных плотников, да и плотников как таковых, обеспечивали строительство кораблей. В пушкинских строках — «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», стоит сделать акцент на «плотнике».

Адмиралтейские модели — по сути, уменьшенные копии корпусов настоящих кораблей, которые служили эталоном и пособием-образцом для руководителей строительства. Модель мальтийской галеры, подаренная императору Павлу I рыцарями Мальтийского ордена, является старейшей в коллекции ЦВММ и одной из самых интересных. Если к ней внимательно приглядеться, можно научиться «читать модели».

Модель мальтийской 26-баночной галеры второй половины XVIII в. Фото: navalmuseum.ru 

Модель мальтийской галеры (вероятно, это модель галеры магистра Ордена Св. Иоанна Иерусалимского Пьетро дель Монте, 1495(96?) — 1572) датируется началом XVII столетия. Она чудесным образом совмещает в себе адмиралтейскую модель, и то, что сейчас обозначается стендовой (настольной) моделью. Мастер полностью показывает набор корпуса галеры с правого борта, сознательно убирая обшивку и настил палубы у шпирона. Детализация модели идеальна, прекрасно проработаны резной декор кормовых украшений, кормовой фонарь, надстройка изображения Мальтийских крестов, мачты, рангоут и паруса.

История предмета гласит, что сама галера принимала участие в сражении при Лепанто 7 октября 1571 года. Какое-то время модель находилась в одном из храмов на Мальте, что подтверждает культовое назначение моделей. Победа стран Католической Лиги при Лепанто спасла Европу от тотального турецкого нашествия и долгие годы была важнейшим событием в истории континента. Император Павел I, ставший Магистром Мальтийского Ордена, получил эту модель от мальтийских рыцарей в знак признательности, уважения и заслуг перед Орденом.

В общую композицию восприятия модели входят подмодельная доска и модельный футляр, который является таким же объектом искусства, но применительно к модели более функциональным. Он защищает ее от внешних воздействий — в первую очередь, от пыли и, что немаловажно в экспозиции музея, от... посетителей. Некоторые футляры выполнялись по индивидуальным заказам исключительно для означенной модели из ценных пород древесины — например, из красного дерева. Футляры украшают резные узоры. В ЦВММ особенно выделяются футляры (и модели английской работы масштаба 1:48) броненосного крейсера «Рюрик» и парохода Добровольного флота «Херсон», ставшего вспомогательным крейсером «Лена». Эти футляры изготовлены из красного дерева. Известно так же о модельных никелированных футлярах на тиковых столах, выполненных на рубеже ХIХ-ХХ вв. Балтийским заводом.
У классов моделей есть группы, но в данной статье мы обращаем внимание на коллекционные модели, в основном настольные или стендовые. Их масштаб может колебаться, но задача одна — воссоздать исторически точную и технически верную копию судна или корабля.

Для музея ценны также модели, выполненные как копии кораблей, но из нетрадиционных для классического судомоделизма материалов, например, слоновой и моржовой кости, древесины ценных сортов, хромированного металла. Гордость коллекции ЦВММ — модели из черепашьего панциря работы японской мастерской Эмиро Эдзаки.
Коллекция небольших по масштабу моделей и полумоделей знаменитого отечественного мастера-моделиста Ю.И. Федорова, выполненных из кости с элементами целлулоидных деталей, поражает ювелирной детализацией. Модель эсминца «Гремящий» масштаб 1:300 — общепризнанный шедевр судомоделизма. Федоров придумал свой собственный стиль. На модели эсминца «седьмого проекта» в надстройках он делает открытыми двери и показывает внутренние помещения. В Морском музее Франции есть коллекция моделей парусников, изготовленных из серебра.

Отдельно можно рассматривать модели, выполненные для учебных целей. Их использовали в морских училищах и корпусах. В коллекции Центрального военно-морского музея лучший пример подобных моделей — выполненная из металла в масштабе 1:12 модель башенной броненосной лодки «Стрелец». Ее корпус разбирается на три части — носовая, средняя и кормовая, что дает возможность рассмотреть конструкцию в целом и все детали в отдельности. Модель демонстрировали в 1865 году на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Традицию «учебных» моделей продолжают изготовленные в советское время модели эсминца проекта 56 и подводной лодки Щ-307 (масштаб 1:50). Они представлены в разрезе, благодаря чему можно увидеть внутренние помещения и устройства этих кораблей.

Необходимо упомянуть модели корпусов кораблей для испытательных бассейнов, изготовленные для изучения поведения корабля на ходу, проработки законов прикладной гидродинамики и выбора оптимальной конструкции корпусов. В некоторых странах проектные модели демонстрируются первым лицам государств и адмиралитету при обсуждении судостроительных программ и военно-морских доктрин. В нашей стране. начиная с царствования императора Александра III и до пятидесятых годов прошлого века, работало правило — «корабль на стапеле, модель в музее».

Модель минного транспорта Амур (1898). Фото: navalmuseum.ru

 

Модели кораблей были выполнены по заданным стандартам моделирования в масштабе 1:48, после перехода СССР на метрическую систему — в масштабе 1:50. Все немецкие модели, полученные Российской империей до 1917 года, изготовлены в масштабе 1:50. Исключения составляли модели кораблей, построенных во Франции (крейсер «Адмирал Корнилов») или в США (крейсер «Варяг»).

Обладание моделью рассматривалось и рассматривается как прямая причастность к флоту. Модели украшали покои дворцов, были и есть обязательным и одним из самых важных аксессуаров рабочих кабинетов и частных библиотек адмиралов, принцев, великих князей, коронованных особ и т. п. Невозможно представить библиотеку и кабинет некоего потомственного британского, германского или французского офицера флота без модели военного парусника или боевого корабля — линкора или подводной лодки.

Для поддержания моделей кораблей в надлежащем состоянии в ЦВММ существует реставрационная мастерская, где работают профессионалы высочайшей квалификации, владеющие навыками ювелира, резчика по кости, токаря и многими другими специальностями. Рассказ об их деятельности требует отдельной статьи, но необходимо сказать, что благодаря их мастерству модели кораблей обретают вторую, а иногда третью и четвертую жизнь.

Бронепалубный крейсер Богатырь. Фото: navalmuseum.ru

 

Завершая рассказ, приглашаем петербуржцев, гостей города и всех, кто интересуется историей судомоделизма, познакомиться с уникальной коллекцией Центрального Военно-морского музея императора Петра Великого.
Постоянным посетителям хорошо известен список лучших моделей, музейной экспозиции. Среди них корабли парового флота времен Русско-японской и Первой Мировой войн, модель бронепалубного крейсера «Адмирал Корнилов», подаренная императору Александру III, модель «Варяга», принадлежавшая дяде Николая II — генерал-адмиралу, Великому князю Алексею Александровичу, и находившаяся в его дворце на набережной Мойки. В экспозиции также представлены модели крейсеров «Новик», «Богатырь» и учебного судна «Океан», выполненные в Германии, Броненосный крейсер «Рюрик II» (Великобритания), модели линкора «Петропавловск» и эскадренного миноносца «Гавриил», изготовленные в Модельной мастерской ЦВММ. Особого внимания заслуживает модель «Авроры», воспроизводящая оригинальный вид крейсера, каким он был в октябре 1917 года (филиал ЦВММ на Крейсере «Аврора»).

Все представленные модели кораблей в полной мере отражают историю мирового судостроения и являются уникальными произведениями искусства, которые стоит увидеть.


Автор статьи — Попарев Дмитрий Анатольевич, экскурсовод ЦВММ

Фото редакции Портала Культура Петербурга

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Балет
Виртуальная выставка
27.03

Президентская библиотека приглашает в виртуальное путешествие в мир русского балета

Эрмитаж
17.02

Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения

07.02

Российская академия наук празднует 300-летие

Всеволод Мейерхольд
10.09

Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри

Что посмотреть в музее русской драмы в Александринском театре: залы, экспозиции, коллекции. История создания музея Александринки.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

 Рассказываем историю знаменитой Александринки

Смотреть все