История Императорских театров
История Петербурга

22 апреля 2021 года

История Императорских театров

Петербург - город театров.

Знаменитые Императорские театры имели в России особый статус. Они подчинялись непосредственно императорскому двору, содержались за его счёт и имели покровительство со стороны монарших особ.

Говоря о современном театральном Петербурге в историческом контексте Императорских театров, мы прежде всего имеем в виду:

Знаменитые Императорские театры имели в России особый статус. Фото: alexandrinsky.ru.

Не сохранился до наших дней Большой Каменный театр — он был перестроен в здание, где сегодня расположена Санкт-Петербургская консерватория. Здесь давали итальянскую оперу.

Когда возникли первые «государевы» театры и как они менялись, как развивался русский театр в Петербурге — рассказываем в нашем историческом экскурсе.

Эрмитажный театр - один из старейших в России. Фото: hermitagetheater.ru.

Первые царские театры

Самый первый «государев» театр появился в Москве при Алексее Михайловиче в 1672 году, но он не просуществовал и пяти лет. Придворный театр «умер» вместе с кончиной царя.

С XVIII века в Москве регулярно давали представления труппы, состоявшие из иностранцев (в основном, итальянцев и французов). Это были своеобразные антрепризы, которые играли в съёмных помещениях или постройках, возведённых самими актёрами. Первый же публичный театр, доступный всем гражданам, был создан при Петре I: в 1702 году царь велел построить у Никольских ворот на Красной площади так называемую «Комедиальную храмину». Здесь до 1706 выступали преимущественно немцы. В частности, труппа Иоганна Кунста, который создал первую в России школу драматических артистов. Уже в 1704 году русские актёры впервые сыграли пьесу на родном языке — до того момента зрители довольствовались, как правило, постановками на немецком языке и итальянскими операми.

Спустя три десятка лет, уже в Петербурге, при дворе Анны Иоанновны появилась первая придворная труппа. Это были итальянцы, которых императрица пожелала видеть при дворе «для увеселения собственного и приближенных господ». Певцы, музыканты, комедианты из «Италианской кампании» стали первым профессиональным актёрским коллективом в Петербурге, чуть позднее к ним присоединилась труппа комедии дель арте.


Императорские театры: начало

Родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну. 30 августа 1756 года она подписывает указ об учреждении Русского театра, гласящий:

«Повелели мы нынче учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский дом, что на Васильевском острову, близ кадетского дома. А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число».

Луис Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Фото: соцсети.

Именно с этого дня Императорские театры начинают существовать как официальная структура. Под её эгидой стали собираться уже существовавшие актёрские труппы и открываться новые «государевы» театры.

Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств.

По требованию Сумарокова и во исполнение Высочайшего указа было решено «обучающихся в корпусе певчих и ярослевцев <…> прислать для определения в комедианты, ибо они все к тому надобны». Так в состав первой русской драматической труппы в Петербурге вошли придворные певчие: Григорий Емельянов, Фёдор Волков, Иван Дмитревский, Козьма Лукьянов, Евстафий Григорьев и ещё около десятка артистов. Были в труппе и женщины-актрисы: Авдотья Михайлова, Елизавета Зорина, Мария и Ольга Ананьины, Аграфена Мусина-Пушкина.

Но несомненно, главным «театральным человеком» в те годы был сам Александр Петрович Сумароков. Поэт и драматург, которого считают первым русским профессиональным литератором, стал лидером русского классицизма в драматургии и первым руководителем Петербургского театра. Именно Сумароков прививал русскому театру высокие принципы гражданственности, сблизил его идеи с передовой дворянской просветительской мыслью, познакомил русского зрителя с произведениями великих драматургов. Почти 20 лет сумароковские пьесы и переложения Шекспира, Корнеля, Вольтера составляли основу репертуара Петербургского театра.

Стефано Торелли. Портрет императрицы Екатерины II. Фото: соцсети.


Эпоха Екатерины Великой

При Екатерине II русский театр продолжает свой подъём и выходит на новый уровень. Императрица всячески поощряла творческие развитие русских трупп, при этом не забывая о приглашённых из-за границы артистах.

Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого стал Иван Перфильевич Елагин. Также императрица повелела строить театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Он не сохранился до наших дней, но находился на нынешней Театральной площади, там, где сегодня расположено здание Санкт-Петербургской консерватории.

В разные годы Императорскими театрами управляли:

  • 1779—1783 — Василий Бибиков;
  • 1783—1786 — «Комитет над зрелищами и музыкой» под председательством Адама Олсуфьева, кабинент-министра и статс-секретаря Екатерины II;
  • 1786—1789 — Степан Стрекалов;
  • 1789—1791 — Пётр Соймонов и Александр Храповицкий;
  • 1791—1799 — князь Николай Юсупов;
  • 1799 — граф Николай Шереметев;
  • 1799—1819 — обер-гофмаршал Александр Нарышкин (при нём в 1806 году были учреждены также Императорские театры в Москве).

Итальянский оперный коллектив выступал под управлением Антонио Казасси в здании Александринского театра. Фото: alexandrinsky.ru

Императорские театры Петербурга в XIX веке

В правление Александра I статус и масштабы Императорских театров существенно изменились. Присоединились новые труппы, в их числе — итальянский оперный коллектив под управлением Антонио Казасси, занимавший здание Александринского театра. С подачи Казасси в Россию был приглашён композитор Катерино Кавоса, ставший родоначальником русской оперы. Именно он разделил труппы Императорских театров на драматическую и музыкальную, а последнюю, в свою очередь, на оперную и балетную.

К 1809 году были разработаны и утверждены императором Законоположение и Штаты, согласно которым в состав Императорских театров входили труппы: российская, балетная, французская и немецкая. Также в новых документах были отражены артистические штаты, порядок управления и структура Дирекции, алгоритм формирования репертуара, порядок финансирования и другие важные вопросы по управлению и работе театров. Это положение действовало почти век.

При Николае I было создано Министерство Императорского Двора и уделов, управлявшее делами императорской семьи. Императорские театры были отданы в ведение нового Министерства и успешно существовали в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Музей Александринского театра. Фото: alexandrinsky.ru


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Балет
Виртуальная выставка
27.03

Президентская библиотека приглашает в виртуальное путешествие в мир русского балета

Эрмитаж
17.02

Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения

07.02

Российская академия наук празднует 300-летие

Всеволод Мейерхольд
10.09

Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри

Что посмотреть в музее русской драмы в Александринском театре: залы, экспозиции, коллекции. История создания музея Александринки.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

 Рассказываем историю знаменитой Александринки

Смотреть все