Загружается...

Логотип Культура Петербурга

«Ленинградская симфония» Шостаковича

08 августа 2022
«Ленинградская симфония» Шостаковича

9 августа 1942 года Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета впервые исполнил Седьмую, «Ленинградскую», симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

К написанию одного из самых значительных своих произведений Дмитрий Дмитриевич приступил в первые недели Великой отечественной войны, в родном Ленинграде.

Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог.

Фото: ТАСС

К середине сентября композитор завершил работу над двумя частями симфонии, а 29 сентября — над третьей частью. Четвертая часть симфонии была закончена в Куйбышеве, куда Шостакович был эвакуирован вместе с детьми. Премьера Седьмой симфонии прошла 5 марта 1942 года на сцене Театра оперы и балета Куйбышева в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда, а 29 марта симфония была исполнена в Москве.

Как признавался композитор:

Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание.

9 августа 1942 года, в день, который немецкое командование объявило датой вступления в Ленинград, в зале Ленинградской филармонии «Ленинградская» симфония была исполнена под управлением Карла Элиасберга. Так как для исполнения симфонии требовался расширенный состав, к коллективу Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета присоединились фронтовые музыканты.

Участница премьеры Ксения Матус вспоминала:

Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, — «дуэт» симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!

Трансляция исполнения велась на весь Ленинград: по радио и через уличные громкоговорители.


Редакция портала «Культура Петербурга»

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru