Казалось бы, что связывает опаленную солнцем древнюю Бухару и дождливую Северную Пальмиру? Загадочный Восток и в Петербурге, городе европейском до мозга костей, оставил свои таинственные следы. Отыскать один из них можно неподалеку от Соборной мечети — в Доме Эмира Бухарского.

На оживленном Каменноостровском проспекте, 44, находится Дом Эмира Бухарского, построенный в стиле неоклассицизма. Возведен он был в период стремительной застройки Петроградской стороны в 1910 году, по велению и на деньги Сеид Мир Алимхана, последнего бухарского эмира. В то время Бухарский эмират являлся вассальным государством Российской империи, однако на своих землях эмир считался монархом, власть которого приближалась к абсолюту. Облик этого правителя знаком обывателю по цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского 1911 года — грузный, величественный, в ярко-синем расшитом золотом халате, чалме и с саблей.
.png)

Задолго до этой фотосессии наследник бухарского престола был отправлен в Петербург, где обучался в Николаевском кадетском корпусе в течение трех лет. За это время он приобрел друзей и, надо полагать, глубокие связи в высшем обществе Петербурга. Сеид Мир Алимхан в совершенстве освоил русский язык и, очевидно, сохранил умеренный пиетет ко всему европейскому, как правитель просвещенный и современный. Он присутствовал на торжественном открытии Соборной мечети, в строительство которой вложил деньги его отец, Сеид Абдулахад-хан.
Дом на Каменноостровском строил тот же Степан Кричинский, гражданский инженер из среды литовских мусульман, непосредственно участвовавший в создании культовой постройки.
Что же значит «Дом эмира Бухарского»? Скорее всего, жить там сам Сеид Мир Алимхан не собирался. По одной версии, этот дом предназначался для его свиты, которая селилась бы здесь во время визитов эмира в Петроград. По другой – должен был стать гостиницей для мусульман-паломников. Известно, что там поселился и жил до 1923 года его создатель, Кричинский. А в 1917 году в доме расположился пулеметный полк, участвовавший в революции. Из знаменитостей, квартировавших в доме эмира, можно вспомнить Дмитрия Отта — известного акушера, основателя института акушерства и гинекологии на Васильевском острове.
С самого начала этот проект был окутан флером загадки.
Во-первых, почему бухарский правитель решил соорудить дворец в европейском стиле? Впрочем, скорее всего это было сделано, чтобы не нарушать общий вид проспекта, ведь неоклассицизм был на гребне модной волны. Отличается он тем, что фасад дома облицован шишимским мрамором, который не применялся в строительстве других зданий. Также в бельэтаже расположились нехарактерные коринфские колонны. Шесть арок — три снизу и три сверху, оформляющих углубленную лоджию, навевают ассоциации с итальянским палаццо. Возможно, так архитектор оформил каприз привыкшего к роскоши бухарского властителя, несмотря на сомнительную практичность решения.
По слухам что из дворца к мечети вел подземный ход. Такие легенды ходили издавна, но никто как не подтвердил, так и не опроверг этот миф.

А еще, тайна золота эмира, которое якобы было спрятано здесь и много десятилетий волновало умы советских граждан, до сих пор не разгадана. Может быть, оно еще ждет своего кладоискателя?


Белые лестницы, зеркальные лифты, балясины из каррарского мрамора, изразцовые печи, пилястры из бухарской яшмы, которые жильцы обнаружили под слоем краски в одной из комнат… После революции, в период «уплотнений», парадные залы были превращены в коммунальные квартиры. В них проживает уже 5-6 поколений.




В 90-х и 2000-х дом фигурировал в криминальной хронике. Здесь, в одной из квартир, режиссер Виноградов снял полудокументальный, полухудожественный, отчасти биографический часовой фильм «Коммуналка», в котором пронзительно показал историю старожилов — ленинградцев, живущих и растящих детей в свежепереименованном Петербурге со старыми декорациями.

Так построенный восточным владыкой роскошный доходный дом стал оплотом чисто петербургского образа жизни — с коммунальным бытом, борьбой за выживание и привычным эстетством.
Сегодня в особняке эмира есть как роскошные апартаменты с люксовым ремонтом, принадлежащие состоятельным предпринимателям (правая часть), так и все те же огромные коммуналки в левой части, в комнатах которых оригинальная лепнина может страдать от протечек с верхних этажей, а расселение то ли все еще только планируется, то ли саботируется старожилами.













.jpg)
Судьба последнего эмира и его семьи была полна горьких событий и трагических потерь. Дом на Петроградской стороне — не единственное место, которым не успел насладиться эмир. Знаменитая летняя резиденция эмира под Бухарой — прекрасная Ситораи Мохи-хоса — тоже была построена в европейском стиле с элементами модерна, но включала богатый восточный декор. Завершили строительство летнего дворца незадолго до того, как эмир вынужден был бежать от преследования большевиков в соседний Афганистан. Теперь это один из самых посещаемых туристических объектов в Узбекистане.
Мария Максимычева, руководитель Культурного центра «Близкий восток»
Фото: Анна Богачева
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться