Опубликовано: 17 августа 2023 года
«Кто из нас, проходя через Петровскую площадь, не останавливался перед памятником Петру I и не удивлялся мудрой Екатерине, умевшей выразить в нем чрезвычайную предприимчивость и смелость основателя Петербурга, Великого Царя, который устроил и просветил Россию, сделав ее сильною и могущественною? – пишет историк и богослов Антон Ивановский в книге «Беседы о Петре Великом и его сотрудниках» (1872 г.), опубликованной на сайте библиотеки. – Но приходилось ли кому-либо из нас при обозрении этого памятника подумать о том, сколько нужно было употребить трудов и неимоверных усилий – построить этот дивный памятник, приводящий в изумление?»
- Факт N 1
- Факт N 2
Заключая договор со скульптором, взявшимся закончить работу за восемь лет, русский посланник в Париже - князь Дмитрий Голицын - особо отмечал такую черту Фальконе, как бескорыстие. Хотя Голицын и предложил скульптору вознаграждение в полтора раза меньше, чем запрашивали другие художники за подобную деятельность, тот «сам нашел такую цифру преувеличенной» и согласился на гораздо меньшие деньги. В сентябре 1766 года Фальконе выехал в Петербург. Из 25 ящиков, взятых им с собой, только один содержал пожитки художника – остальные были заполнены книгами, гравюрами и слепками.
- Факт N 3
Трудности у скульптора начались уже на этапе обсуждения проекта. Единого мнения, каким должен предстать Пётр I, не было. Некоторые советовали изваять государя в образе римского императора, другие – соорудить памятник в виде фонтана, окруженного аллегорическими фигурами. Были и курьезные предложения: изобразить Петра Алексеевича так, чтобы его правый глаз смотрел на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий. В результате Фальконе настоял на собственном видении памятника. Он создал императора в движении, убрав детали, которые могли отвлекать внимание от образа царя-созидателя. Роль Петра как полководца-победителя подчеркивают лавровый венок и меч; постамент в виде громадной скалы напоминает о преодоленных трудностях, а змея под ногами вздыбленного коня символизирует поверженные вражеские силы.
- Факт N 4
Не обошлось без неприятностей и на этапе отливки скульптуры. Когда часть глиняной формы уже была заполнена – труба, по которой заливалась бронза, лопнула. Все рабочие в страхе разбежались. Не испугался лишь пушечный литейщик Емельян Хайлов, именно он сумел остановить разлив металла. В результате отливка была завершена с небольшими погрешностями, но, благодаря мастерству художника, следов спайки практически не осталось.
- Факт N 5
Когда пришло время подыскивать камень для подножия монумента, Академия художеств «обнародовала его потребную величину – пять сажен длины, две сажени и пол аршины ширины, одну сажен и два аршины вышины». Вскоре в учреждение явился крестьянин из деревни Лахта и сообщил, что в «6 верстах от берега Финскаго залива… находится огромный валун под названием Каменной горы». По местной легенде, сам Пётр неоднократно всходил на него, чтобы обозреть окрестности. Перевозка Гром-камня, как его еще называли, весом 1600 тонн заняла около года. Сначала его тащили огромные медные сани, перекатываемые на медных шарах по обитыми медью деревянным желобам. Ежедневно 400 человек двигали их примерно на 200 метров. Стоявший на камне барабанщик подавал сигналы, делавшие усилия рабочих более дружными. Дотащив гранитный гигант до берега, его погрузили на специальное судно. 7 октября 1770 года Гром-камень был выгружен на Сенатской площади.
- Факт N 6
Идея надписи на памятнике принадлежит Фальконе. Мастер сказал государыне: «На подножии статуи я поместил бы эту краткую надпись: "Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая". Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не писать ничего более». Императрице идея понравилась. В итоге на памятнике была выбита надпись на русском языке и латыни, которая гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны монумента и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» – с другой, подчеркивая замысел императрицы: установить линию преемственности с деяниями Петра Великого.
- Факт N 7
Торжественное открытие памятника состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года. Позднее, благодаря знаменитой поэме Пушкина, скульптура получила название «Медный всадник», хотя на самом деле изготовлена из бронзы. Одно из городских поверий гласит, что, покуда стоит Медный всадник на берегу Невы, Санкт-Петербург будет жить.
На портале и в фонде учреждения можно ознакомиться с многочисленными изображениями памятника, сделанными в разные эпохи и вошедшими в раздел «Сенатская площадь в открытках» коллекции «Санкт-Петербург», а также с уникальными материалами, раскрывающими историю его создания, в том числе исследованиями, входящими в коллекцию «Екатерина II (1729–1796)».
Надежда Ефремова: "История Медного всадника продолжается до сих пор"
18 августа 1782 года, 241 год назад, на Сенатской площади был торжественно открыт монумент Медный всадник
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться